Больше рецензий

12 августа 2015 г. 05:34

2K

5

Я взяла в руки эту книгу с целью понять, что же было изначально вложено в определение понятия «картина мира». Данное понятие было впервые использовано Витгенштейном в этом трактате, поэтому-то и решила начать осмысление термина с его трактовки. Рассматривается картина мира здесь, конечно же, в философском аспекте. Итак, Витгенштейн выдвигает значимую роль языка в построении картины мира, и проблемы, связанные с этим, у Витгенштейна рассматриваются через язык и логику. Как отмечает автор, язык – это зеркало, в отражении которого мы видим мир, а точнее сказать, «логическая структура языка отражает онтологическую структура мира». И как всякое зеркало обрамлено, так и мир мы видим в определенных рамках. Об этом автор пишет «…границы моего языка означают граница моего мира». Можно сформулировать идеи Витгенштейна следующим образом: всё, что можно выразить языком, то есть любой системой условных знаков, обретает существование в нашем сознании и является средством познания мира и коммуникации с ним. (Думается, в знаменитом утверждении Мартина Хайдеггера «Язык есть дом бытия» прослеживаем ту же идею, что мир строится сквозь призму языка. Но это отдельный «склад» идей, в котором рыться и рыться…) А вот у Гумбольдта язык – это не зеркальное отражение мира, мы интерпретируем мир посредством языка, поэтому разные языки создают разные образы мира в нашем сознании.
Конечно, сколько людей – столько и идей, каждый старается внести свою лепту в их построении. Сейчас уже привычно повсюду встречать фразу «определение данного понятия туманна, границы его размыты»…Что касается Трактата, то это один из основных источников для постижения проблемы взаимоотношения языка и мира. Must read для тех, кто изучает философию и лингвистику.