Больше рецензий

30 июля 2015 г. 15:18

466

1

Довольно странный роман, чтение которого вызвало стойкое чувство омерзения. Аннотация вполне завлекательна: история творца, в стремлении к совершенству не знающего ни моральных, ни каких либо иных границ. Да, безусловно, само собой напрашивается сравнение с романом «Парфюмер. История одного убийцы» Патрика Зюскинда, но последний проработан, на мой взгляд, намного тоньше и ближе к искусству, несмотря на сюжет. Здесь же главный герой горит страстью к переплетному делу, причем особенно к созданию переплетов из человеческой кожи. То, что книги из таких переплетов когда-то создавались, не являются чем-то из области фантастики. Образцы книг, переплетенных человеческой кожей можно встретить в некоторых музеях мира. Конечно, сложно адекватному человеку принять такую практику, а потому не было никакого массового производства подобных литературных изданий. Главный герой романа – Шарль де Грези – приемный сын переплетчика, мастер, превзошедший своего учителя, но замахнувшийся на запретное, к чему его отец не подпускал и вообще не рассказывал, а именно, изготовление переплетов из человеческой кожи. Нет, де Грези не пошел по стопам парфюмера Гренуя: не убивал он, просто заказывал тела, только что умерших людей, или ему заказывали создание специфической книги. Далее, смачно описывается процесс свежевания и проч. Читать мерзко. Весь дом де Грези пропитался трупным запахом, от него от самого уже несет характерным «ароматом». И вот однажды мастеру заказывают от имени герцога оплести сборник его стихов в кожу его недавно умершей жены, чтобы частичка усопшей всегда присутствовала рядом с вдовцом, буквально находилась под рукой. Материал для переплета, она же умершая герцогиня, ушла в мир иной рожая единственную дочь – наследницу. Анна-Франсуаза росла красавицей внешне, но абсолютным монстром по сути. Развратница с малолетства, запросто убивающая в целях анатомического любопытства. Сплошное кровавое садо-мазо и хочется послать пламенный «привет» небезызвестному маркизу де Саду, чьей явной подругой по натуре явилась юная герцогиня. Разумеется, два монстра должны были встретиться. И это было также мерзко читать. Вообще редкая книга, в которой нет ни одного героя, которому можно было бы посочувствовать, ни один не понравился, прямо калейдоскоп отбросов человечества, пусть и разряженные в герцогские бриллианты. В сюжете также раскрывается тайна рождения главного героя, от чего становится еще более мерзко. Не буду раскрывать конец, но он по ходу прочтения был ожидаем. Книга на большого любителя, которым я, к счастью или нет, не являюсь. Анатомические подробности вполне можно было поубавить и больше раскрыть героев. Кто-то скажет, что де Грези был художником, но я считаю, что у каждого человека, невзирая на творческие способности, должен быть внутренний моральный стержень и понимание того, что можно, а что нельзя, что есть грань, которую нельзя переступать, хотя бы по этическим соображениям.