Больше рецензий

28 июля 2015 г. 18:34

3K

5

Вот где оно, настоящее творчество. Что такое Мопассан? Это когда перед вами чистый лист бумаги и не единой оформившейся мысли. Или когда вы уже накатали длиннющую рецензию страниц в двадцать, она вроде полноценная, насыщенная, но все это пустое, тлен, ибо нельзя выразить словами то, о чем пишет Мопассан. Все это уже за гранью, там нет понятий добра и зла, где-то на поверхности осталась пресловутая духовность, чувства, эмоции, лишь какой-то человек болтается на краю, пытается ухватиться за высший смысл. Именно человек, потому что о людях все же речь, ибо все мы тоже в чем-то люди. Метафизическая пустота напоминает о том, что ты человек, лишь изредка напоминает.

"Жизнь" настолько гениальна в своей простоте, ты читаешь какой-то несложный женский романчик, твой разум говорит тебе об этом, но ощущения такового нет. Нет ничего более органичного, атмосферного, заставляющего думать, но сковывающего по рукам и ногам, волна ужаса накатывает откуда-то сверху, холод в груди мешает дышать, заставляет сидеть в оцепенении без мыслей, без чувств, один лишь кошмар. Но среди этого всего расцветает что-то прекрасное, неизменное, каким образом и что это - тебе этого уже не понять. Описания в тексте разбавляют ощущение какой-то первозданностью, безнадежность превращается в надежду, силы возвращаются к тебе и вот, ты снова готов бороться. Нужно собраться с мыслями и что-то написать. Но не могу. Но вот, что-то написал.

Конечно, нечто подобное и ожидалось, но не до такой степени. Здесь нет места глупым воплям и показным страданиям. Книга доступна всем, у кого есть мозг и кто способен прочувствовать глубину. При этом не утонуть и не всплыть.

— Глупое махание волшебной палочкой к этой науке не имеет никакого отношения, и потому многие из вас с трудом поверят, что мой предмет является важной составляющей магической науки, — продолжил Снегг. — Я не думаю, что вы в состоянии оценить красоту медленно кипящего котла, источающего тончайшие запахи, или мягкую силу жидкостей, которые пробираются по венам человека, околдовывая его разум, порабощая его чувства… могу научить вас, как разлить по флаконам известность, как сварить триумф, как заткнуть пробкой смерть. Но всё это только при условии, что вы хоть чем-то отличаетесь от того стада болванов, которое обычно приходит на мои уроки.

Единственное, что может быть - "Жизнь" подразумевает некоторый возраст читателя, предполагающий некоторый жизненный опыт. Впечатления от чтения в школе и чтения сейчас разнятся глобально и диаметрально. Произведение было написано ранним Мопассаном, но это зрелый труд, ибо, что вполне естественно, автор начал писать поздно. Но он из тех людей, что, рано повзрослев, забывают со временем стареть.

В довольно внушительном списке любимых авторов Ги де Мопассан всегда занимал особенное место. Никакой автор не был так близок, никто так точно и в полном объеме не отражал собственные мысли, его книги я глотал подростком, они поддерживали меня в юности, они ценятся мною сейчас. "Милый друг" - священная книга всех моих дней, практически выучена наизусть. Довольно смешны людские разглагольствования по поводу того, что Мопассан писал только эротическую прозу, а "Жизнь" - это женский роман. Дело даже не в этом. Основное - нам с Ги де Мопассаном плевать на то, что там кто считает.


15 секунд экстаза

Ветка комментариев


Вы совершенно правы. Хотя у него были все задатки сарказма стать мизантропом. Но в "Жизни" только попам досталось и то, в обычной его, двойственной манере


Спасибо. Именно этот роман у Мопассана очень высоко ценю и при случае рекомендую.
Предупреждая вопрос: "Милый друг" тоже очень хорош, но: 1) в нём я вижу больше мастерства писателя, чем вложенной души; 2) меня несколько задолбала принятая в обществе его оценка.


"Милый друг" в основном о свободе личности


:) о степенях свободы личности, я бы сказала.


Это кто как видит. Я в нем только одну личность вижу


Я имела в виду не одного Жоржа Дюруа. Вспомните Форестье с его игрушкой... чёрт, забыла, как она называется... ну, в которую они все там играли, когда время надо было убить. Вот его степень свободы. Или сравнить дам: Марель и Вальтер.
В фильме "Полёты во сне и наяву" похожий приём использован, ближе к финалу фильма: качели. Метафора читается совершенно отчётливо: как взмывает в небо главный герой и как крошечной амплитудой покачивается на тесноватых ему качелях его друг-соперник.


Бильбоке. Марель я воспринимаю как неотъемлемую часть личности Дюруа. Но амплитуд не вижу - мне его эго закрывает все остальное. Но здесь я с ним согласен - ни к чему на всякую мелочь внимание обращать


Да, спасибо. Выскочило слово из головы :)
А возможно. Под таким углом не рассматривала. Марель, значит, идеальная любовница для Дюруа, потому что он видит в ней себя. Логично. И нарциссизм опять же вписывается :) Так что ещё раз спасибо.


Именно поэтому она всегда к нему возвращается. Их отношения - эта такая игра на всю жизнь. Нарциссизм мужчине не помеха. Женщины часто его за уверенность в себе принимают