Больше рецензий

27 июля 2015 г. 22:14

2K

Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой
*

*Волохонский, подкорректированный Гребенщиковым. У Волохонского - Над небом голубым. Да и практически у всех людей Рай - он там, где-то над небом, не в этой жизни, не в земных пределах.
Об этом городе когда-то рассказывала маленькому Алешке его бабушка, когда плыли они на пароходе, когда баюкала мальчика-сироту, у которого всего надежды - только на сказочный город, где живут красивые сильные люди, почти боги.

Почти все творчество писателя - тоска по такому городу. Только "под небом голубым". Он мечтал о рае на земле. Он любил сильных людей, способных не только для себя найти счастливую жизнь, но и других вывести из темноты.
Павел Власов - по сути тот же герой Данко - сверхчеловек, почти бог.

Бог официальный к тому времени устарел, Церковь не могла предложить новую сказку, в которую бы поверили новые люди. На сломе веков происходит кризис веры. Не годится никакой иной бог, кроме богочеловека.

Вся история Павла Власова - история нового Христа, указывающего людям верный путь, несущего людям какую-то мифическую Правду. Страдающего за новую веру, но гордо несущего свой крест (разумеется, здесь он представлен в виде социал-демократического знамени)
Образ нового Христа не прописан детально. Он красив, уверен в своей правде, принципиален - собственно, шаблонный герой любого эпоса. Главное ведь не личность самого героя, а его идеи.
Я не подсчитывала, сколько там сотоварищей у Павла Власова. Возможно, что тоже двенадцать. Ну и (не сочтите за богохульство) - мать.
Мать Павла Власова - центральный образ. Но, наверное, так и положено мифическому персонажу, - тоже более символ, нежели человек.
Возможно, Горький хотел ее изобразить живой, страдающей, принимающей дело сына как самое главное дело всей ее жизни.
И здесь должны отозваться собственные струнки: какая мать! как она отрекается от себя, как она понимает собственного ребенка, отдает его людям... ну и т.д.
Но вот как-то проваливается тема человеческой матери. То ли потому, что Горький сам не знал что такое мать, то ли намеренно писал о нового-бога-матери, но получилась мать плакатная, зовущая на борьбу за дело сына, но никак не женщина.

Роман ужасный. Роман - гибрид легенды о Данко и программы Социал-демократической партии.
Песнь о Герое у Горького хороша в кратком изложении. Но как роман - чудовищна**.
Авторский слог - резкие переходы от протокольной речи к былинному напевному слогу; герои из народа - философы, мудрствующие, говорящие пословицами-поговорками, не живые люди, а выжимки для газетной статьи, которую мог состряпать впечатлительный интеллигентишка Клим Самгин, но не мастер слова Максим Горький.

P.S. Горький (как отмечает хорошо его знавший Лев Троцкий) не был революционером. Более того, он не любил революционеров (как и интеллигентов). Алексей Максимович восхищался сильными, свободными людьми. И можно было бы восхищаться вслед за Горьким образами сильных людей - Павла Власова и его матери, если бы не многочисленные "но", испортившие песню.

--------------
** когда-то я ругалась за это слово на Дм. Быкова. А ведь прав оказался.

Ветка комментариев