Больше рецензий

LanKa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июля 2015 г. 12:04

1K

5

…а тут еще и можно подняться наверх, и посмотреть, своими глазами посмотреть, как это — когда ничего нету над головой…

Сложно представить себе, что такое – не видеть неба. Еще сложнее представить себе, что такое – НИКОГДА не видеть неба. Не знать о том, какого оно бывает цвета, не иметь понятия об облаках, о солнечном свете, о том, что есть луна, звезды. Даже если об этом можно задуматься, то все равно живо вообразить себе вряд ли получится.
«Метро 2033» - это фантастика. Википедия говорит нам, что «Фанта́стика (от др.-греч. φανταστική — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей». И ведь это не только пришельцы, ожившие динозавры, параллельные миры или магические способности. Фантастика для современного человека – это еще и вот такие диалоги:

— А ты, Ленка, мала еще про поганки рассуждать. У тебя еще молоко на губах не обсохло! — поставил ее на место Артем.
— Что такое молоко? — спросила недоуменно девочка, трогая свои губы.

Трилогия Глуховского не только о том, чего не может быть, но и о том, чего нельзя до конца осмыслить.

Эту книгу я читаю уже второй раз. Мне хотелось воскресить в своей памяти все подробности, все детали первых двух частей перед тем, как взяться за третью. Я очень хотела переосмыслить книги, посмотреть на них немного другим взглядом – «спустя пять лет». И очень боялась, что я разочаруюсь…
Как и в первое прочтение, я поймала себя на мысли, что лучше всего эта книга читается... конечно же, в метро! По дороге на работу я, правда, захватываю не так много станций (да, и не самых «популярных»), но перегоны – они из вагона поезда везде одинаковые. Честно говоря, мне безумно жаль, что в своих родных Кузьминках я бы не выжила. Не выжила бы и моя семья, окажись они в час «икс» ближе к дому, чем к центру. Но это же фантастика… Хотя какая же это фантастика, если я захожу в метро и внимательно вглядываюсь в двери, оглядываю стены в поисках гермоворот, которые, случись что, будут надежно отделять станции метро от внешнего мира?!
Я часто всматриваюсь в лица тех, кто едет со мной в одном вагоне, размышляя о том, с кем мне предстоит подружиться, кому предстоит стать негласным лидером или главным добытчиком, кто станет лузером, кто будет входить в отряд, если… … … упадет метеорит, откроется портал в другую реальность, начнется и кончится Третья мировая. Это все – плоды современных фильмов, сериалов и книг. Никому не хочется выживать вместо жить. Но и не фантазировать на эту тему уже непросто.
Читая «Метро 2033» Глуховского, я не раз ловила себя на мысли, что не стала бы просто сидеть на станции и существовать. Конечно, я бы не пошла в сталкеры, вряд ли превратилась бы в добытчицу и уж тем более не занялась бы торговлей. Но я приложила бы все усилия, чтобы объездить обойти как можно больше станций в поисках своей родни и семьи. Меня не покидала бы надежда и вера в «А вдруг?» и «Мало ли?». И сидеть на одном месте с таким шилом в попе я бы точно не смогла…

Главный герой Артем, выступающий сначала в образе серой мыши (то есть самого обычного и ничем не примечательного юноши), медленно, но верно с первых страниц книги ступает на путь против сложившейся системы. Это вполне нормально и закономерно для жанра фантастики. Во-первых, так читатель лучше и глубже знакомится с придуманным миром и его устоями, а, во-вторых, главный герой – он на то и главный, чтобы ломать старое и строить новое. К тому же очень скоро мы узнаем, что Артем – он не такой уж и серый и не совсем уж обычный: детство сложное, страшное и, в общем-то, очень печальное. Не каждому жителю метро в 2033 году довелось пережить то, что пережил этот мальчик.
А Артем вполне спокойно относится к своей судьбе: не ропщет, не ноет и, по-моему, даже не допускает и мысли о том, что ему как-то вот больше всех досталось от жизни и вообще, как все несправедливо. Да, если бы не судьба в виде случайного нового знакомого Хантера, быть Артему и дальше скромным мечтателем, максимум, стражем на границе своего «государства». Но на то он и главный герой, чтобы оказалось, что именно его отчим – близкий друг Хантера. А самому Хантеру очень уж нужна была помощь – тоже как оказалось. И тут сразу как-то начинает бунтовать душа Артема против размеренного образа жизни, против простого существования в пределах нескольких станций и перегонов. То ли Артем, и правда, в своей скрытной душе авантюрист, то ли он не может отказать крутому дядьке и сам себя уговаривает «правильностью» предстоящих приключений… Но вот наш герой уже собирается в дорогу. Такую дальнюю, какую не каждый из нас ежедневно на метро проделывает (хотя есть и такие авантюристы и смельчаки)! Собирается и даже не представляет себе, что ждет его там. Мне тоже сложно предположить, что может поджидать нашего героя на станциях полуразрушенного московского метро. Мне очень хочется посмотреть на радиационную Москву, но я не знаю, разрешит ли Глуховский своему герою выбраться на поверхность (хотя вру, знаю! Я же уже второй раз читаю!). Но я предвкушаю опасное и интересное путешествие по веткам такой знакомой и такой непривычной подземки.
Сюжет книги можно сравнить с переплетающимися и витиеватыми ветками метро. На карте, вроде бы, все просто и понятно: едем до этой станции, переход на эту, дальше – до вот этой станции и выход в город! Но стоит только спуститься вниз, и лабиринты переходов уже сложились так, чтобы запутать и не дать выйти в нужную сторону. Толпа пассажиров, вместо того, чтобы вывести в нужный коридор, буквально втягивает не туда, куда нужно. А уж дикторы и вовсе сговорились! Они, объявляя станции, далеко не всегда называют станцию пересадки, иногда просто говорят: «Переход на Таганско-Краснопресненскую линию». Как угадать, нужная эта линия, или нет, если ты не завсегдатай метро?
Вот и «Метро 2033»: все ясно и понятно. Мир после глобальной катастрофы умер, жизнь (нормальная человеческая жизнь) есть только в метро. Люди там не просто так себе ютятся, они выстроили целые государства со своими законами и правилами, развели бюрократию в необходимых количествах, у них есть оружие, транспорт, производство, торговля и сталкеры. Если ты законопослушный гражданин, то сходить в путешествие от ВДНХ до Печатников вполне себе реально и даже почти не проблематично. И вот тут московское метро пускает в ход свое «кручу-верчу, запутать хочу». Ну не может оно стать простым и понятным даже после катастрофы, даже на страницах вымышленной книги. Московская подземка скрывает в себе множество страшных тайн и ужасных секретов, которые обязательно выплывут на поверхность и будут пугать, сбивать с толку и водить по кругу, – все, как в реальной жизни.
Читателю только покажется, что он нашел ответ вместе с ГГ, что решил загадку и вот он выход, вот оно – правильное решение (прям гордость берет, какой вы находчивый и умный)!.. А не тут-то было! Вас сбили с толку, повели по ложному следу (не такой уж вы и проницательный человек!), и все придется начинать сначала. Это как в жаркий летний день: идете вы по переходу на нужную вам станцию пересадки, все легко и понятно! Даже настроение поднимается от того, что вы приедете в нужное вам место заранее, не опоздаете. Едете себе по эскалатору… И тут вдруг – раз! Вышли в город. Как так? Шли же на пересадку! На станцию! На другую ветку! А вот задумались, пропустили табличку с надписью «Выход в город» – и ушли не в тот коридор, который вывел вас к эскалатору – и на поверхность. Теперь снова вниз, повернуть другую сторону… и внимательно следить за указателями! И настроение не такое радужное, да, и похоже, что вы уже опаздываете…

Безусловно «Метро 2033» оставляет за собой немало вопросов: как мелких бытовых, так и глобальных. Что-то упоминается вскользь, что-то и вовсе не упомянуто и забыто. Конечно, сложно продумать и прописать такую масштабную идею до последней ниточки, у каждого читателя все равно так или иначе возникнут вопросы, связанные с их образом жизни, который они буду стараться втиснуть в книжный мир Глуховского. А герои «Метро 2033» в свою очередь будут смотреть на нас со своих книжных страниц и так же безуспешно пытаться представить себе эту жизнь, которая есть за окном каждого:

Он стоял посреди этого величественного кладбища цивилизации и чувствовал себя как археолог, раскопавший древний город, остатки былого мощи и красот которого и многие века спустя заставляют увидевших его испытывать легкий озноб благоговения. Представить себе, как жили люди, населявшие эти циклопические здания, перемещавшиеся на этих обугленных остовах машин, тогда блестевших свежей краской и мягко шуршавших по ровному дорожному покрытию разогретой резиной колес… Спускавшихся в метро, только чтобы поскорее добраться из одной точки этого бескрайнего города в другую… это было невозможно. О чем они думали каждый день? Что их тревожило? Что вообще может тревожить людей, если им не приходится каждую секунду опасаться за свою жизнь и постоянно бороться за нее, пытаясь продлить ее хотя бы на день?

Не все герои Глуховского помнят, как жилось там, на поверхности. Многие из них попали в метро или, будучи маленькими, или уже родились там. О той, ставшей уже мифической, жизни они знают из редких книг, скупых рассказов «бывалых» и сплетен, которые раз за разом обрастают все новыми далекими от правды подробностями. Но у каждого из них есть надежда на то, что однажды они увидят небо, солнце, яркий дневной свет, – кто-то впервые, а кто-то – снова. Именно поэтому раз за разом выбираются на поверхность сталкеры: в поисках и с надеждой, увидеть однажды то, чего не замечали раньше, найти то, что искали, расставить все по местам, вернуться, исправить, построить все заново.

И они не дождутся! Новые виды, говоришь? Эволюция? Неотвратимое вымирание? Дерьмо? Свиньи? Витамины? Я не через такое прошел. Я этого не боюсь. Понял? Я руки вверх не подниму. Инстикт самосохранения? Назови это так. Назови это как хочешь! Да, я и зубами за жизнь цепляться буду. Я имел твою эволюцию. Пусть другие виды подождут в общей очереди. Я не скотина, которую ведут на убой. Выкини белый флаг, Чингачгук, и иди к этим своим более совершенным и более приспособленным, уступи им свое место в истории. Но не смей тянуть меня с собой. Если ты чувствуешь, что ты отвоевался, дезертируй, и я не осужу тебя. Но не пытайся меня напугать. Не пытайся тащить меня за собой на скотобойню. Зачем ты читаешь мне проповеди? Если ты не будешь один, если ты сдашься в коллективе, тебе не будет так одиноко? Или противник обещает миску горячей каши за каждого приведенного в плен? Моя борьба безнадежна? Говоришь, мы на краю пропасти? Я плюю в твою пропасть. Если ты думаешь, что твое место — на дне, набери побольше воздуха и — вперед. А мне с тобой не по пути. И если Человек Разумный, рафинированный и цивилизованный сапиенс выбирает капитуляцию, то я откажусь от этого почетного титула и стану лучше зверем, и буду, как зверь, с безмозглым упорством цепляться за жизнь, и грызть глотки другим, чтобы выжить. И я выживу. Понял?! Выживу!