Больше рецензий

7 июля 2015 г. 23:26

1K

4.5

После очень ирландского и не очень космического «Танцора Января» хотелось почитать настоящую космооперу с галактическими сражениями, описанием быта инопланетных рас и вселенскими угрозами. Ну и, благодаря издательству «Азбука», пройти мимо «Пламени над бездной», наиболее яркого события в жанре «галактического эпоса» 90-х годов, не представлялось возможным. Виндж превзошёл мои самые смелые ожидания. Он впечатлил, восхитил, привёл в безумный восторг и доставил непередаваемое удовольствие. В «Пламени…» есть всё, что нужно любителям космической НФ – самобытное устройство Галактики, различные инопланетные создания, приближающийся апокалипсис, увлекательный сюжет и харизматичные персонажи. Сюжетно этот роман стоит посередине трилогии «Зона мысли», хотя он и был написан на семь лет раньше «Глубины в небе». Впрочем, разница во времени в 30 000 лет между происходящими событиями позволяет начать цикл именно с «Пламени…», а «Глубину…» считать приквелом.

Система мироустройства по Винджу великолепна и оригинальна. Кроме стандартных уже галактических Альянсов и Содружеств, Старой Земли (это название, использующееся практически во всей космической фантастике, набило оскомину) и межзвёздных перелётов в «Пламени…» существует разделение на Зоны. В самом центре находятся Безмысленные Глубины, в которые разумным созданиям лучше не соваться. За ними следует Медленная Зона, откуда люди когда-то сумели пробиться к вершинам Космоса. Здесь невозможно двигаться со скоростью света, а потому путешествия между звёздами занимают столетия, и технический прогресс упирается в потолок ограниченных возможностей. Минуя Медленную Зону, мы попадаем в Запределье. Тут уж техника из области фантастики. Мощные компьютеры, скачки через гиперпространство и колоссальные возможности для общения и торговли между различными инопланетными расами через Известную Сеть. Да, у Винджа человек вовсе не венец творения, а один из множества гуманоидов, колонизирующих планеты и тянущихся к следующему уровню – Трансценденции. Эта Зона расположена уже за границей человеческого понимания и отдана в распоряжение Сил, занимающихся своими непостижимыми делами и мало внимания обращающая на возню букашек из Запределья.

Однако у любого инопланетного существа есть возможность прикоснуться к Трансценденции. То тут, то там в галактическом пространстве разбросаны архивы. Они могут содержать в себе крайне полезную информацию или же смертельно опасные ловушки. Такой архив и начинает разрабатывать группа амбициозных ученых-людей с планеты Страумлианский Простор. Надежда перейти на уровень Сил и познать тайны мироздания вскоре оборачивается кошмаром для всего мирового сообщества. Такова интригующая завязка «Пламени над бездной». С технической частью сначала пришлось повозиться, раскладывая по полочкам информацию о необычной Вселенной. Но ничего принципиально сложного в романе нет: как только все нужные объяснения даны, Галактика Винджа разворачивается во всей своей замысловатой красе.

Еще одно несомненное достоинство романа – возможность понаблюдать за жизнью двух негуманоидных рас, когтей и наездников. Правда, на чужеродных и непонятных человеку созданий они совсем не похожи. К примеру, несмотря на систему коллективного разума и оригинальный внешний вид (длинношеие пёсики прелестны), в мыслительном и эмоциональном плане когти от хомо сапиенс почти не отличаются. Вместо смелого Странника, любознательного Грамотея и подленького Стального легко можно подставить представителей рода человеческого, и принципиальные отличия найти будет трудновато. Другое дело наездники. Синепанцирь и Зеленожка, представляющие собой ни много ни мало «растение» на механизированной тележке, не обладают долговременной памятью, частенько «выпадают» из разговора и вообще образ жизни ведут чаще созерцательный и неподвижный. Но и им в романе доведётся проявлять человеческие чувства.

Сюжетная линия динамична и увлекательна, хотя развивается исключительно линейным образом. Две параллельные истории – о двух детях, после трагической катастрофы оказавшихся в Мире Когтей, и о Равне, девушке с планеты с романтичным названием Сьяндра-Кей, мечтающей о приключениях из дешёвых романов, а в итоге оказавшейся в самом центре смертельно опасной заварушки. А вот с героями дело обстоит похуже. Когти невероятно хороши, Фам Нювен интригует, наездники до поры до времени забавляют, но никто не врезается в память, и ни к кому (кроме, пожалуй, Странника и Грамотея) не получается прикипеть душой. Им словно бы чего-то не хватает, хотя образы и характеры выдержаны безукоризненно.

Оценка, впрочем, немного понизилась не из-за персонажей. В завершающих главах романа, когда все тайны раскрылись перед читателем и развешенные на стенах ружья готовы были дать громоподобный залп, Виндж не удержался и превратил «Пламя…» в космический боевик. Средневековая войнушка с использованием лучемётов, стандартные для подобных сюжетов повороты – всё очень предсказуемо и несколько затянуто. Эта капля дёгтя, однако, не испортила общего впечатления. «Пламя над бездной» - шикарнейший роман о космических глубинах, о людях и не только, о проблеме непростого выбора между плохим и худшим, о коллективных разумах и необычных созданиях и много о чём ещё. Балансируя на грани между развлекательной и зубодробительно твёрдой НФ, Виндж сумел создать замечательное произведение, легко читаемое и дающее пищу для ума и воображения.

P.S.

Не могу обойти стороной восхитивший меня факт. Роман был написан в 1992-м году, когда Интернет охватывал меньшую часть населения планеты, а компьютерный бум ещё только зарождался. За три года до представления корпорацией Майкрософт первой версии Internet Explorer, примерно за пять лет до появления праотцев современных социальных сетей Виндж пишет роман, в котором присутствует наша с вами современная блогосфера, вышедшая на межцивилизационный уровень. Сеть Миллиона Лжецов, или Известная Сеть, соединяющая различные точки Запределья, пестрит постами (постингами) и комментариями, распространяющими информацию, обвиняющими предыдущих ораторов во всех смертных грехах и рекламирующими товары и услуги. Меня не перестают удивлять провидческие способности некоторых писателей. Можно было наметить приблизительный вектор развития, но Виндж настолько точно описал современную сеть Интернет – это же просто фантастика!

Комментарии

Комментарий удалён.

О, с издательством косяк, сейчас исправлю :))Привыкла уже объединять их, а значок Азбуки маленький, голубенький и сливается с обложкой.

По-моему, типичные люди, я много таких знаю)

Сто к одному, что эти люди не подгружают свою память из тележки и не шевелят веточками при разговоре :)

А роман очень крутой. И я, и я тоже мечтаю о всей блестящей трилогии :))


После очень ирландского и не очень космического «Танцора Января» хотелось почитать настоящую космооперу с галактическими сражениями, описанием быта инопланетных рас и вселенскими угрозами.


ну, вселенская угроза есть, быт инопланетных рас - да. А вот галактических сражений как-то не заметил.

Герои - убоги, поступки людей зачастую не содержат логики и смысла. Но это вы написали.

Сюжетная линия динамична и увлекательна


...и развивается со скоростью ползущего солдата.

Роман был написан в 1992-м году, когда Интернет охватывал


ммм, вы ещё не читали Нейроманта?

Виндж хорош в целом - миром, идей зон мысли и да, Стальными когтями. В проработке деталей страдает многое.

Ожидал, что ваша оценка будет ниже


А вот галактических сражений как-то не заметил

Одно там точно было, ближе к финалу, довольно масштабное и подробно прописанное.

...и развивается со скоростью ползущего солдата.

Как по мне, так сюжет был насыщен событиями.

ммм, вы ещё не читали Нейроманта?

Пока что нет, хотя в скором времени собираюсь до него добраться :)

Ожидал, что ваша оценка будет ниже

Что поделать, оценка - дело сугубо субъективное. Я была в таком восторге от Когтей и развития идеи погибели, что все недостатки линии с Фамом, Равной и наездниками, к каким только можно было придраться, показались несущественными. И, конечно, идейное наполнение шикарно.


Идейное, да. Когти, правда, очаровательны. Сам сейчас медленно и неуверенно читаю Детей неба. Больше когтей - ещё меньше эпика. В целом, со скидкой на декорации, низкий фэнтезийный роман.


Вообще для этой трилогии характерны фэнтезийно-средневековые элементы. "Глубину в небе" пока не читала, но Фам Нювен тоже родился в условном Средневековье, так что и там должны быть замки и рыцари.

медленно и неуверенно

А почему, если не секрет? Очень многие критикуют переводы в предыдущих изданиях, так что я жду, когда "Азбука" расщедрится на третий том. Или просто неинтересно?


А почему, если не секрет? Очень многие критикуют переводы в предыдущих изданиях, так что я жду, когда "Азбука" расщедрится на третий том. Или просто неинтересно?


1. с опаской сажусь за длинную книгу. Читаю не быстро ~ 300 сим/м. Это может растянуться. По прогнозам эта книга на 12 часов.
2. не читаю фэнтази и исторические романы о раннем средневековье. Угнетает.
3. знаю, что глобально действие не продвинется не на дюйм, когда Виндж напишет продолжение не известно, а переведут ли его и когда на русский - так и вообще ТАЙНА. Я люблю читать законченные истории, а не мучится после последней точки во фразе to be continued...

Перевод почти нормальный (издание из серии "сны разума"). Пламя над бездной, да, слабочитаемо в старом издании. По похожести лишь Вспомнить о Флебе. В Детях неба тоже есть искусственность и костлявость. Но это переводчик или Виндж - не стану судить.


когда Виндж напишет продолжение не известно

Вот оно как! Спасибо за информацию, а то я была уверена, что трилогия придёт к логическому завершению...

А "Сны разума" - хорошая серия, и переводы там обычно ничего. Опечаток бы ещё поменьше в некоторых изданиях. "Искусственности" в "Пламени..." не заметила, хотя язык поначалу казался необычным. Но к нему быстро можно привыкнуть. Зато присутствовала некоторая безэмоциональность, которая и мешала возникновению тёплых чувств к персонажам. Это камень в огород Винджа, а не переводчиков. С другой стороны, это же космическая фантастика, какие уж тут эмоции :)


С другой стороны, это же космическая фантастика, какие уж тут эмоции :)

Непоказательно.

Возможно я придаю человечности, психологичной достоверным слишком много значения (да, пожалуй эта уже мания ;) ) но не я один в этом случае считаю возникновение любовной связи Равны с Фамом мягко говоря нелогичной (ну да, ну да, любовь вообще не бывает логичной, сердцу не прикажешь и все такой... поэтому скажу иначе: немотивированной).

Как я помню: Мысли Равны: какой он гадкий и скверный; через пару страниц они уже в постели. и, о да он хорош! Очень хорош! Да, может зуд в известном месте. Да и ссора на корабле высосана из пальца.

Присутствие упомянутой "безэмоциональности" и правда мешает понять героев. В итоге Равна для меня осталась малопонятной и малопривлекательной стервочкой, впрочем, не особо раздражающей. В Детях неба она - спойлер - станет ещё хуже характером, но это на мой взгляд. А Фам вообще пунктирно показан - о нем "Глубина", а не "Пламя".


но не я один в этом случае считаю возникновение любовной связи Равны с Фамом мягко говоря нелогичной

Равна - дурочка, воспитанная на сентиментальных любовных романах, так что как раз-таки понятно, почему она влюбилась в Фама, который весь такой загадочный и противоречивый. А вот саму любовную линию, со всей её театральностью и избыточностью, я тоже считаю дурацкой и совершенно для сюжета не важной.

А насчет ссоры на корабле - тут сыграло отсутствие логики в поступках персонажей, которое, кстати, у Винджа объясняется тем, что в Фаме борются человеческая сущность и Старик. С одной стороны - жалко "друзей", с другой - надо от них по-хорошему избавляться. Вот он и ведёт себя хуже заправской истерички :) Кстати говоря, Синепанцирь с Зеленожкой куда лучше прописаны в эмоциональном плане, и поступки у них гораздо лучше объяснимы. Как и у Когтей. Вот и получается, что инопланетные расы у Винджа гораздо понятнее читателям, чем человеческие существа.


Спасибо, насчет увлечения романами я с этой стороны не думал. Все-таки взрослая, образованная. Но да, наивной инфантильности (о да, инфантильность может быть далеко не наивной) это не помеха.

Кстати говоря, Синепанцирь с Зеленожкой

Более того, они гораздо приятнее и гуманнее (в смысле: шире спектр позитивных человеческих черт), чем у героев-людей. Всех, включая ученых, вызвавших катастрофу. Пусть и случайно.