Больше рецензий

26 июня 2015 г. 23:37

574

4

"...в 2011 году министр культуры и массовых коммуникаций Франции Фредерик Миттеран заявил, что произведения Селина не входят в лучшие образцы французской культуры из-за его антисемитизма", - пишут на Википедии.

Миттерана можно понять. Понять можно. Но хочется поднять на смех - и его, и всех чиновников от культуры, которым всё идеи (идэ-эи!..) кажутся чем-то ужасным и разрушительным. Они бывают и ужасны, и разрушительны, но как будто в них дело, если мы говорим о литературе. Тут, как во многих лучших книжках, всё дело в интонации и синтаксисе, плюс в безобидных, вроде бы, ремарках - где никаких идей нет в помине - и которые куда более разрушительны, чем пресловутый антисемитизм Селина. По синтаксису видно, что он ненавидел всех нас, людей, одинаково - ну, как же, так ведь "нельзя писать", все дела... Волновало бы Селина наше мнение (например, моё - что у него нужных-то книжек всего полторы, а дальше мог бы бросить) - не было бы Селина. Но ему было плевать на читателей и их мнение, в этом его сила и большой плюс ему в карму - даже если сравнивать его с авторами, которые не угождали читателю, а намеренно ненавидели его на всех уровнях организации текста (см. "Ненасытимость" Виткевича - книжку гениальную, но слишком зависимую от презрения к читателю, на мой вкус).

Это "Интервью..." (автоинтервью, понятное дело) стоит читать тем, кто уже что-то из Селина читал - начинать с него мне кажется странной затеей, хотя - а мало ли, может быть, как раз так и надо. И - да. Об этом мало кто упоминает, но Селин - один из самых смешных авторов ХХ века, потому что нельзя ж, в самом деле, быть такими мудаками, это же смешно.