Больше рецензий

24 июня 2015 г. 16:42

575

5

Расскажу немножко о своем Горьком.
Мне странно слышать (читать), что он - пророк революции, чуть ли не самый главный революционер от литературы. Какой из него пророк? Тогда и всех писателей-поэтов-художников Серебряного века туда же, в революционеры.
Мой Горький - восторженный певец. Такой акын: что вижу, о том пою. Или художник. Импрессионист. Его картины яркие, живые, неприглаженные, Писаны не для того, чтобы понравиться достопочтенной публике, а под впечатлением, быстрыми мазками, чтобы успеть, пока не взойдет солнце*, пока не уйдет время... Итак, картина:
Купчиха.
При слове "купчиха" представляется рыхлая белокожая кустодиевская красавица, нарядная, важная, пышная. Ну и добрая, разумеется. Что такая еще может делать, как ни чай из блюдца пить, да на закат смотреть.
Портрет купчихи работы Максима Горького другой.
Васса Железнова (вот уж говорящая фамилия!) не то что коня на скаку остановит, она сама - конь. Локомотив, сметающий препятствия на своем пути.
А какой еще должна быть мильенщица, владелица домов, пароходов?
Деловая, жесткая, жестокая даже.
Не баба. Не женщина. Машина, делающая деньги. Ух, какая мощная, волевая фигура! Горький, как мне показалось, даже любуется своей героиней. "Богатырь ты, Васса!" - говорит он устами одного из персонажей.
Богатырь... Может быть потому, что все остальные - дети?
А может быть, проявилась порода?
Всего пару слов из ее биографии: Из старинного купеческого рода, влюбилась в красавца-капитана, побежала за ним замуж. Без оглядки. Он... в "лучших" традициях: пил, бил, ну и прочее. И вот пришлось становиться железной. Забыть о любви, почти забыть о детях. Они - как сорная трава, вечно для них не находится свободного времени. Но ведь всё, что делается - это для них. Да толку-то...
В пьесе "Васса Железнова" Горький показывает гибель одной семьи. С уходом этой великой женщины разваливается всё. Обычная история. Трагедия, каких великое множество было и будет безо всяких там революций и государственных переворотов.
Но, если пофантазировать, то можно найти здесь и революцию, конечно, и много всего, что ваша душа пожелает. Представим Горького художником-символистом:
Допустим, Васса - это такая Россия.
Муж ее, капитан - царь-батюшка.
Вот уговаривает Россия своего капитана: прими таблеточку, уйди сам. Не позорь семью, а?
(Отрекись, мол, от престола)
Сын Вассы за границей, да женат на Рашели - еврейке-революционерке, которая готова пожертвовать ребенком ради революции. (Ну, тут уж велик простор для фантазии)
Дочери Вассы - а им нет больше места в благополучной жизни.
Вот и получается в итоге, что с нарушением традиционного семейного (государственного) уклада, с переходом к индустриализации и капитализму, некогда уделять внимание человеческому общению, нет времени для передачи детям традиционных ценностей. Все, что им приходится видеть - распутство, пьянство, нечистоплотность. То, что не видят, расскажут "добрые люди".
И вот умирает Россия. Наследнику она уже не нужна. За границей он. Дитя Революции слишком мало, не может оно управлять нажитым капиталом. Да и не факт, что таки не съест его Революция (принесет в жертву, отдаст людям)
Состояние достается пройдохам, оказавшимся в нужном месте в нужное время.
Горький, как художник, прекрасен. Он не учит, не пророчествует, он всего лишь делится впечатлениями от увиденного.

* Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. (с)

Комментарии


У чукч акын - приспособление для ловли нерпы


А в огороде - замечательная бузина.


хорошо тебе в твоем колхозе


И Вам не хворать.


это по-монгольски)
Никак не доберетесь до "Вассы Железновой"?


Обязательно доберусь. Пусть только Доронина уйдет на заслуженный отдых


В таком случае рецензию от Shishkodryomovа мы не увидим никогда? (скорее ЛЛ прикажет долго жить, чем Доронина уйдет на заслуженный отдых)


Интересная рецензия!


Спасибо) А как вам пьеса (если читали)?


существуют два варианта пьесы.

в первом варианте в центре внимания оказываются семейные ценности, во втором Горький обостряет тему классовой борьбы. интересно, какой из них читали вы?


Читала оба варианта, отзыв - о втором, в котором вы наши классовую борьбу (на каком основании, интересно?). В первом, если вы помните, нет Рашели, да и Васса в финале жива-здорова.


В первом, если вы помните, нет Рашели

то то и оно!

в начале тридцатых годов пьеса про маму (первый вариант Вассы) в стране победившего пролетариата больше не актуальна, и хитрый Алексей Максимыч, тонко чувствующий веяние времени, скоренько переделывает её на новый лад - вводит в пьесу образ профессиональной революционерки Рашели. происходит столкновение старого и нового мира. и как итог: Васса - в прошлом, а за Рашелью — будущее (на целых 73 года, между прочим).

на это, конечно, можно закрыть глаза (некоторые так и делают), и рассматривать пьесу исключительно как семейную драму, но это будет неправильно, не по-Горьковски


Даже если бы в угоду времени хитрый Алексей Максимович заставил бы бегать по сцене революционных матросов, пьеса не стала бы песнью революции.
Рашель - интересный персонаж, но так же отвратительна, как и остальные действующие лица. В пьесе нет положительных героев, если вы заметили.
Столкновение старого и нового мира было и будет всегда. Вспомните "Отцы и дети" Тургенева. Кстати, чем Тургенев не революционер, м?


заставил бы бегать по сцене революционных матросов


это "хлеб" Всеволода Вишневского. Горький на чужой кусок не разевал роток ))

не стала бы песнью революции


и не надо. для этого есть "Песня о Буревестнике".

Рашель - интересный персонаж, но так же отвратительна, как и остальные действующие лица


уж кто-кто, а Горький прекрасно знал, что из себя представляют профессиональные революционеры.

Кстати, чем Тургенев не революционер, м?


тем, что, в отличии от Алексея Максимовича, не отмывал экспроприированные большевиками деньги ))


уж кто-кто, а Горький прекрасно знал, что из себя представляют профессиональные революционеры.

Именно поэтому они у него представлены не в лучшем свете?

в отличии от Алексея Максимовича, не отмывал экспроприированные большевиками деньги ))

Вы хотите поговорить о пьесе или посплетничать о Горьком? Для второго поищите себе других собеседников.


Именно поэтому они у него представлены не в лучшем свете?

не в лучшем свете с точки зрения общественной морали, но революция и мораль - это несовместимые вещи, Горький это прекрасно понимает, и нисколько не париться по этому поводу

Мой Горький - восторженный певец

на счёт "восторженного" - категорически не согласна (скорее - серьезно политизированный писатель), а вот что касается его голоса - да! он отчётливо звучит в пьесе:

- Плохо живёте, но лучшего и не достойны. Эта обессмысленная жизнь вполне заслужена вами.

- Мир богатых людей разваливается, хотя там (за границей) они - крепче организованы, чем у нас. Разваливается всё, начиная с семьи, а семья там была железной клеткой.

- Васса Борисовна, я неплохо знаю ваш класс и здесь, в России, и за границей, - это безнадёжно больной класс! Живёте вы автоматически, в плену хозяйств, подчиняясь силе вещей, не вами созданных. Живёте, презирая, ненавидя друг друга и не ставя перед собой вопроса - зачем живёте, кому вы нужны?.. Даже лучшие, наиболее умные люди ваши живут только из отвращения к смерти, из страха перед ней.

- Но не много жизни осталось для таких, как вы, для всего вашего класса – хозяев. Растёт другой хозяин, грозная сила растёт, - она вас раздавит. Раздавит!

я считаю, что нельзя рассматривать творчество писателя вне социально-культурного контекста эпохи, с которой он связан. почитайте публицистические статьи Горького начала тридцатых годов, в которых он пишет "о вырождении буржуазии", и сравните с тем, что проповедует Рашель.

ещё раз повторюсь - неправильно рассматривать пьесу вне исторического контекста, как исключительно частную историю одной семьи


Мне больше нравится рассматривать писателя (художника) через его работу, а не пьесу (картину, музыкальное произведение) через личность автора.

А почему вы выцепили из текста именно эти слова Рашель, а не те, где она говорит, что ее сын - ошибка?

Меня вообще мало волнует личная жизнь и прочая деятельность известных людей. То есть - все, что остается за рамками конкретного произведения. Конечно, есть исключения. Это очень любимые авторы (но иногда и их биографию лучше не трогать)

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ.

И несколько цитат из Горького:

- Революционер - тоже полезен, если он не дурак.
("Жизнь Клима Самгина")


- Народ - враг человека! Об этом говорят вам биографии почти всех великих людей.
("Жизнь Клима Самгина")


Откуда же ты явилась, разрушительница жизни? Из Швейцарии?
("Васса Железнова")


В а с с а. Всё пропела? Ну - отдохни, послушай меня. Чего не понимаю я в тебе – так
это вот чего: как это выходит, что смелый твой умишко и слеп и хром, когда ты о жизни говоришь? Класс, класс... Милая, Гурий Кротких - управляющий пароходством моим – насчёт класса лучше твоего понимает: революции тогда законны, когда они этому дурацкому классу полезны. А ты о какой-то беззаконной революции толкуешь... о надземной какой-то. У Кротких - дело ясно: социалисты должны соединить рабочих для интереса промышленности, торговли. Вот как он предлагает, и это - правильно!
("Васса Железнова")

Не мешало бы еще и отношение автора к этим историческим событиям учитывать. Горький воспевает сильного человека, но никак не революцию, если вы внимательно читаете именно его работы, а не статьи о нем.


Мой Горький - восторженный певец. Такой акын: что вижу, о том пою. Или художник. Импрессионист. Его картины яркие, живые, неприглаженные, Писаны не для того, чтобы понравиться достопочтенной публике, а под впечатлением, быстрыми мазками, чтобы успеть, пока не взойдет солнце*, пока не уйдет время...


Пьеса была впервые напечатана в «Сборнике товарищества „Знание“ за 1910 год»
После 1933 года Максим Горький отредактировал пьесу, а в 1935 году написал её «второй» вариант.

Вы это называете импрессионизмом?


Об импрессионистах:
У Дега - две Гладильщицы. Одна работа 1869г, вторая - 1873. При желании и здесь можно найти хитрость художника и изменение замысла в угоду... (чему: общественному вкусу, правящему классу, другое? - в общем, придумайте сами)
У Моне - двенадцать(!) полотен «Вокзал Сен-Лазар», посмотрите, сколько работ с Камилой Моне (Донсье). Скажите теперь, что эти художники - не импрессионисты ))


вы серьёзно?
некоторые рассказы действительно написаны Горьким в импрессионистической манере, например "Мальва" или "Макар Чудра", но причём здесь "Васса"? где там импрессионизм?


попробуйте доказать, что это не импрессионизм. Аргументы, что это вторая пьеса - не принимаются, т.к. вы и сами понимаете, что второй портрет одной и той же женщины, но написанный в разное время - это не доработка, а именно второй портрет, как и у импрессиониста Моне его работы.


не понимаю. причём здесь Моне? пьеса написана в импрессионистической манере?


Скажите теперь, что эти художники - не импрессионисты ))

Скажу, что приведённые Вами примеры не соответствуют Вашему же определению импрессионизма.

Такой акын: что вижу, о том пою. Или художник. Импрессионист.
... под впечатлением, быстрыми мазками, чтобы успеть, пока не взойдет солнце

То есть, портреты Камиллы Моне - не импрессионизм. И Клод Моне - не импрессионист? Удивительно. А ваша любимая Википедия говорит, что таки импрессионист. Будете с ней спорить?


Извините, но я спорю не с Википедией, а с Вами. И обсуждаю применимость Вашего определения импрессионизма к творчеству Горького.

А конкретные импрессионисты здесь совершенно ни при чём.


И если уж говорить серьёзно, то Горький самый настоящий дадаист.
Вот так-то!


Горький самый настоящий дадаист.

А доказательства?


Легко!
В его произведениях часто встречается слог "да".


Да почему же ни при чем? У них, как и у Горького, есть одноименные работы, мало того, это один и тот же объект, но впечатления - разные.


И что с того? Вон Кустодиев своих Купчих и Красавиц, как блины пёк. Что-же он, по-вашему, тоже импрессионист?


скорее - дадаист.


интересная аналогия и рецензия!


Спасибо)