Больше рецензий

lessthanone50

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июня 2015 г. 21:29

286

4

«За бортом по своей воле», Ален Бобмар

В 1951 году в госпиталь в Булони прибыла машина с жертвами кораблекрушения. Внутри было 43 человека, ни одного из которых спасти не удалось, хотя крушение произошло возле берега, море было спокойным, а люди были в спасательных жилетах. Именно тогда у Алена Бомбара, одного из врачей госпиталя, родилась его невероятная идея.

Вообще, Бомбара давно интересовало, почему люди так редко выживают после кораблекрушений, даже если оказываются в шлюпке с запасом еды и воды. Людей убивает страх, утверждал Бомбар и решил доказать, что выжить можно. План заключался в том, чтобы пересечь океан в резиновой лодке, питаясь только дарами моря. Лодка Бомбара была снабжена простейшими приспособлениями для ловли рыбы и сбора дождевой воды, крохотным парусом и парой весел.

Просто не верится, сколько пришлось выдержать этому смелому французу. Плавание длилось 65 дней, и за это время Бомбар не раз голодал и страдал от жажды, попадал в шторм и не спал ночами, следя за несущейся по пятам рыбой-меч, только и ждущей момента, чтобы проткнуть лодочку. У Бомбара не было пищи, кроме рыбы и планктона, а в начале не было даже дождевой воды – он пил морскую воду или сок рыб. Было то очень холодно, то невыносимо жарко, но всегда влажно, от чего на коже появлялись язвочки. Но главное испытание было впереди. За 12 дней до окончания плавания Бомбару встретилось судно «Аракака». Врач с ужасом узнал, что сбился с пути, а земля еще далеко. В этот момент Бомбару пришлось принять сложнейшее решение. Как бы ни был он измучен и подавлен, француз не остался на «Аракаке», но проявил силу воли и продолжил эксперимент. И завершил его с успехом. После этого эксперимента спасение потерпевших кораблекрушение вышло на новый уровень. Девиз Алена Бомбара помог многим людям:

Потерпевший кораблекрушение, всегда будь упрямей, чем море, и ты победишь!

«Немыслимое путешествие», Чэй Блайт

Чэя Блайта всегда манили приключения. Кругосветка на парусной яхте против господствующих ветров была лишь одной идеей из нескольких, но именно она нашла поддержку. Британская стальная компания построила для Блайта яхту «Бритиш стил». Без этой помощи путешествие Блайта вряд ли состоялось бы.

Кругосветка длилась 292 дня. Почти все это время Блайт сражался с ветром и штормом, но наступление штиля было еще худшей мукой, ведь тогда яхта не двигалась к дому! Как Блайт умудрялся управляться в одиночку – загадка. Постоянно что-то ломалось, выходило из строя и рвалось. Только и успевай латать паруса, чинить заедающий грот, наводить порядок и мало-мальски следить за собой. Иногда было так тяжело, что Чэй заставлял себя есть, что-то делать, усилием воли продолжал работу и движение вперед. Было очень интересно узнать о том, как проходит жизнь на паруснике. Каково это – плыть 10 месяцев, не ступая на землю? Нарушают ли душевное равновесие встречи с людьми? Чего больше от этих встреч – пользы или вреда? Что чувствуешь, зная, что твоя мечта осуществилась и все вот-вот закончится?

Резюме
Эксперимент Алена Бомбара вызывает у меня уважение, в то время как путешествие Блайта – лишь любопытство. Пожалуй, общее у этих книг только то, что их авторы плыли в одиночку. Исходные же импульсы были совсем разными: Бомбар совершал свое плавание во имя человека и науки; Блайт реализовывал свою мечту о грандиозном приключении. Каждому из них довелось пережить немало страшных минут, часов и даже дней, но Бомбар все-таки рисковал куда сильнее. Несмотря на то, что поступок француза меня восхищает, читать было интереснее Блайта. Книге Бомбара немного не хватает четкости и цельности. У обоих путешественников были совершенно героические жены. И для обоих же самым трудным было подготовить свой эксперимент, найти деньги и спонсоров, доказать его необходимость. В каждой из этих книг – противостояние и единство человека и природы, сила духа против силы стихии, океан, приключения, цель жизни и мечта.