Больше рецензий

zorna

Эксперт

Глажу котиков

20 июня 2015 г. 17:58

99

3.5

Именно эпизодическая память увязывает то, чем мы являемся, с тем, чем мы являлись, иначе, говоря «я», мы должны были бы подразумевать только то, что ощущаем в момент говорения, а не то, что ощущали до акта говорения, и все остальное терялось бы, как вы выразились, в тумане… Вы утратили не семантическую память, а эпизодическую, забыли события своей жизни.

"Мой мозг сделался для меня убежищем, где я испытал удовольствия, заставившие меня меня забыть о моих привязанностях". Мэн де Биран, французский мыслитель и философ-метафизик


"Таилище темнот"

Ямбо на склоне лет переживает инсульт, отчего теряет эпизодическую, или автобиографическую, память. На протяжении всего романа он пытается вспомнить себя, свою жизнь, узнать тех людей, которые находятся рядом с ним - жену, взрослых дочек, миловидную секретаршу, друга. Это такой предлог, "обоснуй" для хитреца Эко, чтобы погрузить читателя в пучину воспоминаний о быте и исторических событиях Италии, в дебри сознания, избавленного от личностных надстроек, но наполненных общеизвестными фактами и масскультом. Ямбо, букинист и внук владельца книжной лавки, перечитал множество книг, его ассоциативные ряды наполнены цитатами - так, что к середине до чертиков надоедает лазить в сноски, хоть по началу это кажется таким интересным занятием.
Три части романа - три стадии путешествий-воспоминания Ямбо о себе. Первая - завязка, где на читателя обрушиваются соображения врача Ямбо и всяческие объяснения того явления потери памяти, что постигло героя. Знакомство с женой Паолой, возвращение домой, несколько туманные отношения с симпатичной секретаршей, решение вернуться в родительский дом в деревне, где, по уверениям жены, он непременно всё вспомнит. Вторая часть, "Бумажная память", - экскурс в историю, наполненный книгами, песнями, комиксами, этикетками и прочая, и прочая - всё периода фашистской Италии. Какая-то часть отведена пропаганде, но в основном Ямбо восстанавливает личный опыт по этим обрывкам, историческим артефактам из жизни семьи. Третья часть - более обширные воспоминания. Здесь, наконец, увлекательный сюжет (ура! наконец-то движуха), формирующие личность глубинные воспоминания. Формирующие в какой-то мере всю жизнь Ямбо. И, если можно так сказать, ожидаемо неожиданный поворот сюжета.
Эко поставил своего рода эксперимент: вырвал сознание из реальности, заставил героя выкарабкиваться, привязывать себя заново к жизни. Что удерживает человека в этом мире, связывает - в отрицательном смысле в том числе - с реальностью, и что будет, если освободиться от этого всего? Что останется, если забрать все привязанности и страсти, - набор общих понятий и общеизвестных фактов, не прочувствованных или прожитых, не подкрепленных личными переживаниями, - то есть пустых, не означающих ничего.
Как и другие книги Эко, эта - вся из себя интеллектуальная игра. Заявленная в свое время как последняя, она выглядит как мемуары или способ отдать дань истории страны. Не лучший способ, уж слишком скучный, хотя третья часть во много компенсирует первые две.