Больше рецензий

13 июня 2015 г. 21:40

134

1

Сергей Недотёпенко... то есть Лукьяненко. «Недотёпа» - и этим все сказано

Оценка: 2 - (распять-четвертовать)

Ах, вот он - новый роман С. Лукьяненко, свежий, с типографскими ароматами, заглушающими запах много лет пережевываемой жвачки...

Каюсь - купилась на обалденную сказочную обложку, так много обещавшую и так жестоко отымевшую мое воображение, испорченное Крапивиным, Пратчеттом, Толкиеном и тому подобными Льюисами. Враг уже был знаком с лица, и далеко не всегда его перо выводило настолько ужасающее гэ... В этом и проблема, и обида, и недоумение. Книга попала в руки сразу, в первом издании, самом роскошном, после выхода из типографии. И впервые в жизни, наверное, мне захотелось сказать: "Упечатайте это обратно!". При всем избирательном подходе к выбору чтения - так облажаться... Очень неприятный осадок и прямо-таки комплекс неполноценности - не разглядеть потенциальный мусор. Старею, видимо, теряю "целкость".

«Недотепа» - (уже само название напоминает «Недоросль») - книга, задуманная для подростковой аудитории. Видимо, её Лукьяненко панически (то есть в своих судорожных потугах насобирать очередные барыши) посчитал не охваченной своим «всевидящим» коммерческим оком Саурона. Вот только будут ли подростки – самая требовательная, капризная, вовсе неглупая и зависящая от родительских кошельков аудитория - ее читать, эту муть?

Сюжет - если можно так обозвать эту примитивную конструкцию - шит белыми нитками и просчитывается на 20 шагов вперед. Даже современные первоклассники давно рубятся в Postal, а не читают «Колобок»...

Жил-был мальчик Трикс Солье, робкий мечтатель и наследник герцога по совместительству. Возможности познакомиться с его биографией нам не дадут – практически сразу происходит покушение на его правящих родителей (удачное), и начинаются странствия Трикса в изгнании и поисках справедливости (не очень удачные). Такое впечатление, что книга писалась на коленке за день до сдачи в набор – автор как будто на каждом шагу меняет решение, куда закинуть несчастного героя. То ему уготовано стать революционером-установителем справедливости (причем единоличной – это очень модно, наверное? Да не наверное, а точно), то учеником мага, то разбойником... Все предсказуемо – битвы с витамантами, дружба с бродячими театралами, служение оруженосцем... Да только и так понятно – нас ждет хэппи-энд, надо только дотянуть кое-как до конца, исписать эту чертову туалетную бумагу до конца рулона.

На пути Трикс обзаводится положенным количеством друзей и врагов, причем даже злейшие враги как будто устало подыгрывают: «ну что поделаешь, надо ж как-то аффтару помогать, отец наш все-таки»... В течение этих самых странствий Трикс (замаскированный и мегазакомплексованный Лукьяненко, не наигравшийся в детстве – а еще психиатр!) пытаются нам доказать, что это дико интересно – читать набор фэнтезийных штампов, переиначенных с помощью невероятно пошлых и чрезмерно «взрослых» шуточек и реминисценций с советской... извините, российской действительностью.

Нужны примеры? Рыцари и маги – алкаши, цветочная фея, явно содранная из «Питера Пэна» с замашками наркоманки, отвратительные «шутки юмора», все исключительно на тему «ниже пояса» или возлияний. Особенно добила сценка, где два воина меряются (в прямом смысле) мечами, а наш герой «как бы» ни фига не понимает, что там за подтекст... Если что, книга - детская. Дети сейчас - огого.

Если кому-то интересно, можно поугадывать, кого там Лукьяненко запрятал за некоторыми именами и названиями – не слишком крепко склееными (Клео Каган, например). Могут позабавить такие моменты:

«- Ай! Под обложкой змея! - вскричал Трикс, когда книга от прикосновения зашевелилась.

- Это твой карманный справочник заклинаний, - укоризненно покачал головой волшебник. - Туда ты можешь вложить и любимую музыку, и портреты близких людей... Вообще-то он отзывается на слова, которые ты впервые к нему применил... Надо аккуратнее выбирать момент для активации.

-​ То есть... мне теперь каждый раз говорить «Ай, под обложкой змея»? - уныло спросил Трикс.

-​ Ну почему же? Например, «Ай-под» - вполне подойдет. Кратко, и постороннему непонятно».

Кто симпатичен, так это друзья Трикса – уличный мальчишка Иен, маленький оруженосец Халанбери (по прозвищу «Ага») и «невеста» Трикса – княгиня Тиана, которую надо вечно спасать, и с которой, впрочем, тоже бывает немало разных вульгарных моментов. Нами поочередно пытаются манипулировать – то жалость и умиление к Халанбери, то восхищение ушлостью Иена (способного практически на все «хорошее»). Вот, дескать, какой роман многогранный – какой спектр чувств способен вызвать у читателя... Что ж, это как-то перемежается с рвотными позывами, разнообразие, не спорю.

Выводы. В ОЧЕНЬ широких кругах Лукьяненко считают мастером (ну это кому как...), создателем действительно стоящих романов ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Так зачем портить впечатление о своем стиле – лишь бы наступить везде своей немытой ногой? Самое сложное – писать для детей, это даже Астрид Линдгрен (Карлсона знаете, надеюсь?) не раз говаривала, тем более для подростка. В итоге мы имеем нечто неудобоваримое, очередной ляп. За 500 рэ. Но все объяснимо: когда книгу за тебя пишет толпа гастарбайтеров за копье, а ты только погоняешь, шедевров не жди.

Кстати: уж если читать, то лучше в иллюстрированном варианте – хотя бы на оформление корешка можно полюбоваться.

Можно подарить эту книгу (лучший подарок, хе-хе) своему ребенку на ДР. Так вы закрепите его врожденную ненависть к своей персоне и дадите ему очередное подтверждение вашей непрошибаемой тупости. Лучше примерно на 7-летие – чтобы быстрее понял, каких авторов в книжном магазине надо обходить стороной. Тех, кто так незаметно для самого себя обозвал свой уровень графомании – НЕДОТЕПА.

P.S. А Халанбери – действительно прелесть. На нем процесс блевания слегка приостанавливается.

В общем, кто не понял - моя сугубо недовольна!)) А зла не хватает, чтобы застрелить.