Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июня 2015 г. 09:12

765

1

С чего мне пришла фантазия почитать современную отечественную драматургию? Не иначе бес попутал! Вот и получила нечто вроде скандальной передачи для домохозяек. Я их друг от друга не отличаю, потому что вижу их отрывки только в экстремальных ситуациях, например, в очереди к стоматологу. А я экстремальные ситуации не люблю и, по возможности, стараюсь в них не попадать. Но даже из случайно увиденных обрывков можно понять, что кто-то там вечно выясняет друг с другом отношения на повышенных тонах, всяк орёт своё, не слушая другого, люди выглядят отвратительными идиотами, и почему-то всегда сильно впечатление, что это плохие артисты, разыгрывающие бездарную пьесу. Вроде «Язычников».
Признаюсь сразу, я не большая любительница чернушной российской драматургии, скажем, Людмилы Петрушевской. Обычно от её неприкаянных героев меня берёт тоска и желание жить стремится к нулю. Тем не менее, я не могу не признать мастерство автора: интрига всегда присутствует, характеры живые, хотя часто странные (мягко говоря), диалоги смешные и меткие. Всё это у Яблонской отсутствует напрочь. Какая-то фантастическая конструкция: бабка тридцать лет не видела сына, слонялась где-то по монастырям (типа, грехи отмаливала), а перед смертью явилась повидаться. Выглядит всё это преувеличенно-пародийно – аборт, конечно, дело не богоугодное, но стоит ли ради отмаливания грехов бросать крошечного сына? Не больший ли это грех? Столь же нелепо выглядит линия внучки. Мне вообще не очень понятно, как у авторитарной грубой матери и отца-тряпки выросла умница и красавица, но ещё страннее, как эта гордость и краса курса переспала по пьяни со своим преподавателем и слетела с катушек, когда он её бросил. Дело, конечно, молодое, но уж больно всё мелодраматично. И такие несообразности тут и там. Для большей «жизненности и убедительности» всё это сопровождается пахабными шутками и трёхэтажным матом. На котором говорят все, вне зависимости от пола и возраста. Написать, конечно, можно что угодно. Интереснее, кто эту «правду жизни» ставит и зачем.

Комментарии


Пьесу не читал, спектакль видел!
И не соглашусь почти со всем. Яблонская в общем-то относилась к достаточно специфическому жанру драматургии - документалистике. Ее задача описать существующие типажи. И в этом смысле и бабушка и мать с отцом вполне узнаваемы. Дочь, так как известно в тихом омуте черти водятся. Да и учится она не в лучшем вузе. Мат, да, мат. И что? Мы же, на самом деле, на нем говорим.
В общение, узнавание было, а большего и не требуется!


Бледноватая задача. Я достаточно хорошо знакома с документальным театром и скажу следующее: он срабатывает только тогда, когда ставит какие-то художественные задачи, когда присутствует хоть какая-то степень обобщения - ничего нового, в искусстве так было всегда. Показательный пример - "Вятлаг" Павловича. А примитив остаётся примитивом - вне зависимости от жанра.