Больше рецензий

Meevir

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 мая 2015 г. 13:09

2K

5

Остроактуальная антиутопия от Азимова, в которой в далеком-далеком будущем людям посредством специальных тестов подбирают ту профессию, которая идеально подходит к их структуре мозга. Герой истории всегда мечтал стать программистом, но тесты определили ему другую судьбу... И с ними, увы, никак не поспоришь.
Даже с учетом того, что не меняющаяся в течении жизни врожденная структура мозга является в данном случае явным фантастическим допущением, мир "Профессии" представляет собой отличную иллюстрацию к реальной жизни.

Много ли вы знаете людей, которые сами выбрали себе профессию? Вот я, даже в наше свободное время, знаю их не так много - кого-то "определили" родители, кто-то поступил случайно, "где конкурс был меньше", кто-то устроился туда, куда получилось, а не куда хотелось.
Много ли вы знаете людей, которые сами, активно ищут новые знания и сами активно учатся, а не ссылаются в свои двадцать, тридцать, сорок лет на "мы этого в школе не проходили"? Ну, это хорошо, если много.

Конечно, в реальной жизни умения не прошивают прямо в мозг с помощью специальных, давно утвержденных и давно устаревших лент, как в рассказе, но сильно ли отличаются давным-давно утвержденные кем-то сверху заскорузлые учебные программы, переполненные сведениями, устаревшими лет пятьдесят назад?

Азимов мастерски утрирует слабые места учебного процесса, но, строго говоря, не выдумывает их! Ведь никому, никомушеньки не приходят обновления автоматически к тем знаниям, которые мы получили в университете или в школе.
Было бы, конечно, здорово проснуться утром и обнаружить в голове что-то вроде "ой, мы учили вас строению атома по планетарной модели Бора, а на самом деле в атоме всё не так, ребята физики всё переосмыслили, и придумали про вероятностью плотность, модель Бора больше не годится!". Но нет, даже для того, чтобы поддерживать "школьный" уровень знаний, надо всё время самому освежать знания и смотреть, не переосмыслили ли там чего-то какие-нибудь ребята. Меня в университете еще учили, что нервные клетки не восстанавливаются, а они теперь восстанавливаются и еще как!
На более глубоком уровне рассказ очень созвучен моему восприятию самого процесса жизни: борьбы нового, инновационного, прогрессивного, творческого, постоянно генерируемых новых научных знаний со смертельным окостенением и негибкостью, "традиционализмом" и "стабильностью", с "хранением Истины".