Больше рецензий

22 мая 2015 г. 06:32

980

5

Чтобы сохранить самые теплые воспоминания о чудесном детском авторе Эдуарде Успенском, нужно было родиться до 1980 года и все детство провести с его книгами. Тогда их было не так и много, а Успенский был гораздо больше известен как автор сценария мультфильмов "Дядюшка АУ" (ууухххх!), "Осьминожки"(палка, палка, огуречик), "Пластилиновая ворона" (а может быть собака, а может бегемот. Причем стихи Успенский написал в какие-то там 20 минут), "Наследство волшебника Бахрама" (берике!), "Баба-Яга против!", "Ивашка из Дворца Пионеров", "Про Веру и Анфису"(она иностранка, она интуристка), "Следствие ведут Колобки"(нисего не понимаю) и т.д.

Лично мне не посчастливилось иметь среди огромного выбора домашних книг ни одного произведения Успенского, но в библиотеке как-то удалось взять "Гарантийных человечков" и знакомство с автором состоялось. Когда потом, может через год, в руки попал сборник с "Дядей Федором" и "Крокодилом Геной", то первый вызывал дикий интерес благодаря уже существующим двум первым сериям Простоквашино, а второй, также благодаря наличию многочисленных мультфильмов, казался 8-летнему мальчику слишком детским. Но, пара-тройка страниц и оказалось, что "Крокодил Гена" отличается от мультяшного и довольно интересен. Вообще, в те годы ничего подобного советские авторы предложить не могли. Чуковский был позади, а Алексина читать было рановато.

Подшивка журнала "Мурзилка" за 80-й год, взятая у соседей (как за многие другие годы, за что им огромная благодарность), познакомила меня с поучительной игровой повестью "Школа клоунов". Первое издание 83 года воспроизвело ее довольно точно, но с некоторыми сокращениями. Повесть же "Девочка-учительница", печатавшаяся в 84 году в этом же журнале, вышла позже, в 89 году под названием "Меховой интернат" и была довольно изменена и дополнена, что, на мой взгляд, ей только навредило. Наконец, волшебная сказка-мечта "Вниз по волшебной реке", желтую обложку которой я в основном только видел где-то издали, мне досталась только на пару дней, слезно вымоленная у кого-то из знакомых. Труд был идеальный в этом отношении, отражающий желание каждого ребенка буквально попасть в сказку. Волшебную магию произведения усилил убогий фильм "Там на неведомых дорожках", вышедший в 82 году и абсолютно не отразивший красоты этой сказки. А ведь какой мультфильм мог получиться в те годы!

На этом как бы все. Если оставить знакомство с автором именно в этом объеме советских сказок, то Успенский будет выглядеть лучшим и гениальным детским автором нашей страны. И дело даже не в том, что дальнейшие "шедевры" автора совпали по времени с периодом собственного взросления, ибо собственного ребенка впоследствии я также оградил от других книг Успенского. Какой-то внутренний голос подсказывал, что все остальное лучше не читать. И, в принципе, те слухи, что не могли пройти мимо - продажа Чебурашки японцам, позиция и поведение самого Успенского - все это объяснимо и понятно, что ему еще было делать 90-е годы, да и с возрастом. Ну, посмотрел сейчас на названия - "Крокодил Гена - лейтенант милиции", "Бизнес Крокодила Гены", "Кислотный дождь в Простоквашино". Смешно и вполне достаточно ограничиться одними названиями. Жаль, конечно, но Эдуард Успенский был давно мною высажен на Остров Детства и ничто не сможет запятнать светлую память о нем. Пусть делает что хочет - чем бы дитя не тешилось, ибо существуют категории людей, которым не суждено повзрослеть даже ближе к 80 годам. И Эдуард Успенский один из них. И именно поэтому он такой хороший детский писатель.



Моральный облик автора через призму личности Кота Матроскина

Ветка комментариев


Ну ты же не ослеп))) И не оглох) И тебе ни первое, ни второе не грозит.)