Больше рецензий

bezdelnik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 мая 2015 г. 11:05

523

4

Есть ли тот человек, которого история о храбром Кито, преданной Хуане и маленьком Койотито, оставила бы равнодушным? Тот, кто остался бы безразличным к перипетиям их трагической судьбы и не испытал бы желания помочь. В повести Джона Стейнбека "Жемчужина" лежит полулегендарный сюжет, похожий по форме на народное сказание, но четко выверенный и удивительно хорошо адаптированный к формату реалистичной истории из жизни одной семьи бедного индейского племени, ютящегося на берегу залива рядом с людьми "цивилизации". Помимо фабульного каркаса в повести присутствует социальный подтекст и обобщение проблем небольшого племени до явлений, присущих всему человечеству.

За какие-то четыре дня на долю молодой семьи выпадает такое количество испытаний, которому большинство людей не приходится подвергаться за целую жизнь. В своем простом желании быть счастливыми они оказались противостоящими всему миру, после того как удача неожиданно улыбнулась им. В своих мечтах они рисовали прекрасное будущее, особенно для маленького Койотито, но им было дано узнать, что человеческий мир переполнен завистью и алчностью, и счастливый случай, сулящий радужные перспективы, обращается в мгновение ока в промысел дьявола, лишающий их последнего и самого главного. К несчастью, на одного честного Кито обычно приходится сотня завистливых соседей, десяток мошенников-скупщиков, несколько лицемерных помощников и толпа убийц, жаждущих разбогатеть во что бы то ни стало.

В «Жемчужине» также звучит мотив сравнения укладов жизни, которым живут «дикие» племена и люди «цивилизованного» общества. Здесь будет уместным упоминание романа Джозефа Кутзее «В ожидании варваров» на ту же тему. Южноафриканский писатель совсем не рассказывает как и чем живут «варвары», образ которых исполняет скорее роль художественного элемента, введенного для нагнетания напряженности атмосферы в городе. «Варварами» по задумке Кутзее являются сами жители Империи – жестокие, ограниченные, порочные. Но противовеса этого образа нет, в книге нет примера или подобия идеальности в другом обществе. А когда не с чем сравнивать, то и любая ценностная шкала, принятая в обществе, будет казаться оправданной и незыблемой. Именно поэтому главный герой романа Кутзее не может оказать никакого морального воздействия на своих горожан – он неубедителен, взывая к их добродетелям, потому что предлагает своему народу фантомные ценности, не имеющие никакого реального воплощения ни в самом взывающем, ни в окружающем мире.

В этом плане подход Стейнбека намного более убедителен и изящен с композиционной точки зрения. Мы имеем замечательную возможность ознакомиться с реалиями как «варваров», так и «цивилизованных» людей. Первые живут в бедности, с трудом находя для себя ежедневное пропитание, вторые - в достатке и сибаритстве за высокими заборами, наслаждаясь пением птиц, запертых в клетки. Роскошные дома в противоположность убогим хижинам, дорогая одежда против грязных лоскутов, технический прогресс, воплощенный в огнестрельном оружии, в противовес соблюдению традиций предков и мастерскому владению ножом, заставляют «диких» чувствовать себя неполноценными и обязанными подчиняться более «сильным», «красивым» и «умным». Но помимо многообразия технических изобретений и красивых тканей цивилизация несет с собой все многоцветие пороков развращенного общества, которые по праву сильного навязываются слабым и «отстающим».

Повесть Джона Стейнбека – прекрасный литературный образец, достоинствами которого является и его форма, и содержание. Несомненным плюсом произведения является неочевидность авторского посыла, т.е. отсутствие явных выводов из рассказанной истории, которая способна оставить после себя долгие размышления.