Больше рецензий

17 мая 2015 г. 12:04

2K

5

Любовь в эпоху потребления

Всю свою жизнь Эрих Фромм был философом-практиком. За время обучения в Гейдельбергском университете будущий социальный психолог успел впитать идеи экзистенционализма Карла Ясперса и, покинув альма-матер, не стал витать в теоретических эмпиреях, а занялся частной практикой в качестве психоаналитика. Я убеждён, что работа психоаналитика 30-х годов в Европе не имеет ничего общего с сегодняшней западной практикой выкачивания денег из доверчивых потребителей. Будь иначе, Фромм не оставил бы после себя столько замечательных работ по исследованию человеческой души.

Однако как только затрагивается психика человека, нужно быть особенно внимательным. И дело даже не в этике, хотя и об этой проблеме не стоит забывать. Меня настораживают царящая в психоаналитике разноголосица мнений и априорная убеждённость каждого психоправа в истинности своего подхода. "Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил", - говорит вслед за Дмитрием Карамазовым очередной психоаналитик и предлагает свою собственную теорию, сводящую все стремления человека к одному, будь то либидо, бессознательное, или ещё что-нибудь. И каждый с маниакальным упорством старается запихнуть человека в прокрустово ложе своих представлений или мечтаний.
Но, к счастью, не таков Эрих Фромм. Ни в Бегстве от свободы , ни в этой работе немецкий исследователь не старается найти всеобщий закон человеческой психики, а пробует профессионально разобраться, быть может, в самом важном вопросе человеческого существования - в вопросе любви.

Необычность названия не должна вводить читателя в заблуждение. Для Эриха Фромма любовь - это прежде всего искусство, и как любому другому виду искусства, любви можно научится. Вот только желает ли современный человек учится этому, как выясняется, нелёгкому делу?

В обществе потребления вся культура строится на основе взаимовыгодного обмена. День за днём обыватель, подстёгиваемый рекламой, покупает всё, что может себе позволить, получая от этого процесса суррогат счастья современного человека. Стоит ли удивляться, что на окружающих людей он глядит как на предметы потребления? Привлекательный спутник или спутница жизни - это объект, за который имеет свою социальную ценность и который занимает свою нишу на личностном рынке. Поэтому и действия такого человека целиком и полностью определяются законами рынка. А мода в этой ситуации лишь корректирует время от времени понятие "привлекательность".
Отсюда становится ясно, что в обществе потребления проблема любви будет лишь проблемой выбора достойного объекта из всех возможных, а не проблемой моей собственной способности любить. Эту способность, как считал Эрих Фромм, и стоит развивать. На этом утверждении философ завершает теоретический этап и переходит к практическому.

Любители клубнички, возможно, будут разочарованы, ибо Фромм не собирается давать практические советы по восстановлению интимных отношений, а вместо этого говорит об общих требованиях к овладению любым искусством. Прежде всего это самодисциплина, терпение и личная заинтересованность в овладении этим мастерством. Но главным качеством, главным условием в достижении любви немецкий философ ставит преодоление собственного нарциссизма. Фромм интерпретирует греческий миф как классическую зацикленность на себе, на своём собственном внутреннем мире, когда люди, вещи и явления внешнего мира обретают реальность только с точки зрения их полезности или опасности для такого индивидуума. Противоположный нарциссизму полюс - это объективность, и даже не столько способность видеть предметы как они есть сами по себе, а скорее умение отделять объективную картину от того образа, который сформировался под действием собственных желаний или страхов.
Что удивительно, такое определение объективности почти тождественно православному термину "трезвение" - не воздержание от алкоголя, как можно подумать, а препятствующая самообману здравая оценка своих сил, своих суждений и духовного состояния. И это при том, что Эрих Фромм с детства воспитывался в ортодоксальной иудейской культуре, во многом оппонирующей христианству.

Но ещё удивительнее то, как немецкий философ умудряется простыми словами, без выдумывания новых терминов, очень доходчиво описывать глубины человеческой психики. Работы Эриха Фромма доступны любому, и даже не слишком искушённый читатель нет-нет, да и отметит про себя, как всё же трудно бывает сохранить и взрастить такое, казалось бы, простое чувство, как любовь.

Почитано в рамках 19 тура игры Нон-фикшн. И спасибо knigogOlic за совет почитать этого замечательного философа)

Комментарии


Фромм у меня неразрывно связан с ностальгией по собственной альма-матер, так что это тебе спасибо.


Замечательная рецензия! Это, кстати, моя любимая книга Фромма, да и по психологии вообще. Вот вынашиваю рецензию.


Спасибо) Я и сам из всех авторов, имеющих отношение к психологии, предпочитаю Эриха Фромма.
Удачи с рецензией)


Что удивительно, такое определение объективности почти тождественно православному термину "трезвение" - не воздержание от алкоголя, как можно подумать, а препятствующая самообману здравая оценка своих сил, своих суждений и духовного состояния.


я человек нерелигиозный, и рассуждения периодически скатывающиеся почти в проповедь, должны были вызывать скепсис - однако такого не было. Книга мне очень понравилась. и да, удивляешься тому, насколько она своевременная.


Прекрасная книга и очень хорошая рецензия! Спасибо!


Вам спасибо за такую оценку рецензии)


Эрих Фромм - любимый философ. И Ваша рецензия, правда, замечательная))