Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2015 г. 20:54

5K

5

”Живым в руки не сдаваться, бежать, не плакать, не просить пощады”.
Черная книга

Есть вещи, которые находятся в совершенно иной плоскости восприятия. Тут уже даже нет смысла заводить разговор о добре и зле. То, что описано на этих страницах - просто за гранью понимания и реальности.
Я не знаю, как можно оценивать эту книгу или сказать о ней что-то такое, чего ещё кто-то не знает.
Единственное, в чем я точно уверена - её надо читать, говорить о ней, помнить. Слишком много жизней было отдано именно ради того, чтобы люди узнали. И есть что-то слабое в том, чтобы беречь себя, закрываясь от этой темы. А слабой, даже на излете соприкоснувшись с этой темой, быть не хочется.

Но что эта книга вообще такое? Для начала, это даже не книга в полной мере.
Это задокументированные очевидцами реки крови, обрывки ада, записанные всеми возможными способами: со слов переживших, на клочках бумаги перед смертью, письмам. Страшная правда, собранная по найденным останкам и слухам.

Основную работу по составлению из всех имеющихся данных одной цельной книги взяли на себя Илья Эренбург и Василий Гроссман. И в планах было три книги - черная, красная и белая.
А свет увидела только одна и то, практически чудом.
Два советских писателя, два фронтовых журналиста проделали колоссальную работу. Только вот увидеть её результат отпечатанным и доступным читателю у себя на родине им не довелось.
Книга, которая вроде бы была нужна после войны, к моменту своего написания уже не вписывалась в новые вектора политики. А значит, была запрещена. Её уже прочли во многих европейских странах, а здесь она по-прежнему была "нецелесообразна".
Основными упреками были: рассказ о предателях и исключительный упор на страдания евреев.
Да, безусловно, основной упор сделан именно на Холокост. Только вот ничто не мешало создать (они впрочем, и были созданы) книги о войне, рассказав о других её жертвах.
Просто это было не нужно.

Тяжесть восприятия именно в отсутствии художественности.
Когда ты читаешь художественные книги о войне, где-то подсознательно мозг все равно защищает себя тем, что это вымысел, хоть немного. Иначе и быть не может. И ты, зная совершенно точно, что это не так, все равно с радостью позволяешь самообману смягчить все.
А тут все сухо задокументировано. Но сделано так, что книга не превращается в учебник по истории заполненный датами и цифрами, а остается историей.

Первые разделы посвящены республикам, больше всего пострадавшим от антисемитской политики фашистов.
И именно тогда, в самом начале чтения сложнее всего. О то, что будет ближе к концу - о концлагерях: Освенциме, Треблинке, так или иначе, многое известно. Как бы странно это сейчас не прозвучало - они та боль, к которой ты уже готов.
А вот к первым главам о том, как все только начиналось, я была совершенно не готова. Места, практически каждое из которых я знаю, упоминание родного дома выбивают почву из-под ног.
Снова и снова вопрос: Как это получилось? Как возможно настолько затуманить мозг стольких людей, что для них убийства и уничтожение невинных беззащитных людей превратятся в удовольствие? Ведь невозможно, чтобы все немцы, участвовавшие в геноциде, были монстрами. Но как-то выросла идеология, подчинившая себе сознание людей.
Частично на этот вопрос мне в прошлом году ответили "Благоволительницы", частично отвечает современный мир, но это не важно.
Важны факты. И их тут с избытком. Правда сноски, отмечающие изменение входных данных, заставляют всегда помнить, что эта книга тоже написана людьми и в некоторых вопросах субъективна. Но, я искренне верю, что даже одна человеческая жизнь бесценна, поэтому мне совершенно не важен тот факт, что возможно где-то цифры были сознательно преувеличены.
Как описать боль матери, у которой вырывают ребенка и тут же у неё на глазах разбивают ему голову? Или измерить страдания человека, который уходит на работу, когда над его стариками родителями нависло уже грозное слово "акция". А может ли хоть кто-то вообразить, что чувствует человек, который роет себе собственную могилу или стоит надо рвом, где уже лежат трупы всех, кого он знал в своей жизни. Я думаю, нет.

Можно долго перечислять все описанное в книге, но зачем? Уже и так слишком много посредников между читателем и правдой, лучше сэкономить свое время и вместо чтения этого отзыва открыть книгу.
Я отмечу только две детали, покоробившие меня при чтении.

Во-первых, этот минус авторам конечно не совсем минус, если учесть время написания, но... Ты читаешь главы о бесчеловечности фашистов, расстреливающих ни в чем неповинных людей в затылок, видишь многократное упоминание единства советского народа и его неспособности на такое. Только вот у СССР, даже если на секунду забыть о ГУЛАГе, есть Катынь. Свое кладбище с тысячами убитых.
И это кровавое пятно в истории мгновенно лишает высокопарного апломба, который пару раз мелькает на страницах.

Во-вторых, после сухих фактов из некоторых писем и свидетельств художественная обработка других смотрится совершенно ни к месту. Зачем обрабатывать письмо человека, рассказывающего о гибели всей своей семьи? Я бы лучше прочитала малограмотное, живое письмо, чем невнятные поэтические обороты, которые там совершенно ни к месту.
То же самое можно сказать и о главе про Треблинку, написанной Гроссманом. В сцене, описывающей прибытие поездов, это многократное повторение: "Что-то тревожное, страшное было в этой площади, вытоптанной миллионами ног..." - было совершенно лишним.
Есть темы, в которых уже не надо прикладывать усилия, чтобы читатель что-то понял. Он уже или поймет это сам, или нет.

Черная книга - книга, которая должна быть.
Чтобы знать, чтобы помнить, чтобы никогда не...

Спасибо Обществу здорового образа жизни имени Буковски за возможность выбора этой книги!
Deny , Anais-Anais и Meredith мирного неба!

Ветка комментариев


Поспорить можно, но в этом вопросе мы не сойдемся)
Я верю, что память и свидетельства об этих смертях нужны были тогда и нужны сейчас. Для меня это как установка надгробия/мемориала погибшим - никогда не бывает слишком рано или наоборот поздно.