Больше рецензий

Contrary_Mary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2015 г. 16:34

623

3.5

Когда умиравшая от рака Кэти Акер конвертировала свой больничный опыт в опыт литературный - в виде нескольких авангардистских пьес, она, нечаянно или нарочно, посягнула на еще более суровое и незыблемое табу, чем те, что окружают в нашем обществе вопросы секса и сексуальности, излюбленные ее темы начиная с самых ранних произведений. От бесконечных потрахушек в ее юношеских работах разве что - иногда - брезгливо морщишься; от этого - сжимаешься в комок. Рак, болезнь вообще в современной литературе, "авангардной" литературе в том числе, привечают как давних знакомых - но это всегда о "телесности", о "политике тела", почти никогда - о настоящем теле, конкретном живом теле, из которого вырезают один орган за другим - разве не сюрреалистичная в самом литературном смысле ситуация?
И тут Кэти Акер, панкушка, пиратка, стриптизерша, Эвридика на пути в свой собственный underworld, внезапно преображается в маленькую девочку; и сквозь нагромождение искореженных цитат, постельных сцен, хаотично сменяющих друг друга событий прорывается поток чистого света - и ты ищешь, где это тебя пытаются обвести вокруг пальца, от кого-кого, а от Кэти Акер как-то не ждешь ни сентиментальности, ни катартичности, ничего такого, но не находишь. И, наверное, знаменательно, что в последних своих работах Акер, за годы своей литературной карьеры препарировавшая множество текстов, от маркиза де Сада до Чарлза Диккенса до Уильяма Гибсона, обращается к Рильке:
...ведь что красота, как не начало ужаса в мере, в какой мы ещё выдержим. Оттого-то мы так ею и восторгаемся: щадит нас, отвергая, вместо того чтоб разрушить. Каждый ангел ужасен.

И Орфей поет.

Я вернулся сюда. Я рад, что мы встретились с АДОЙ, потому что теперь я знаю, что снова могу любить.