Больше рецензий

viktork

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2015 г. 16:12

306

4

БДСМ в фэнтези – интересный объект для анализа.
Ну, для примера возьмем один из романов Горианского цикла Джона Нормана.
«Джон Норман» – это псевдоним, под которым писал Д.Ф Лэнж-юниор. Университетский философ, преподаватель колледжи является неутомимым выдумщиком по части унижений и пыток, которым подвергают женщин на планете Гор - двойнике нашей Земли.
Элемент безумия и изломанная психика автора сквозят уже в первом романе о горианских приключениях Тэрла Кабота – планете-близняшке с необычными порядками. Как скромный преподаватель колледжа, отец троих детей придумал серию романов в стиле героического фэнтези, где главным элементом является БДСМ? «В тихом омуте…».
Вероятно, каждый мечтает о том, чего ему в жизни не хватает. Университетский «задохлик» видит себя крутым мачо с мечом и луком. На Земле не хватает женского внимания – зато на Горе красавицы перед тобой на коленях, в позе подчинения, в ошейниках и цепях. На отсутствие читательской аудитории не пожалуешься. Встречал как-то данные одного опроса, согласно которому 52% студентов американских колледжей признались, что насиловали бы женщин, если бы за это не грозило наказание. Человек – зверь по природе. Горианский мир сконструирован именно по принципу «права сильного», основан на абсолютном подчинении женщин мужчинам. Как это, должно быть, греет душу американским мужикам, которых затуркали феминистки. В сексуальном насилии свободно могут обвинить даже мужа, если супружница была не в настроении. А выигранные процессы по делу о «виртуальном изнасиловании» (это когда мужчинка мечтал о сексе с женщиной … без ее согласия на такое фантазирование) – это уже финал всему!
Все эти дебильные «правозащитные» путы отказывающихся от половой идентичности бабенок, будут покрепче тех устройств, что надевают на обнаженных девушек на Горе. Впрочем, начало сочинения цикла Нормана берет в удивительное время – в конце 1960-х и в1970-е годы. «Сексуальная революция» уже свершилась, но эпидемия СПИДа еще не началась и не успела никого напугать. Тело и мысли раскрепостились, энергия требовала выхода – если не в реальности, то хотя бы в мечтах. Потом и сексуальные практики, и романы о них стали как-то увядать – воздух вышел как из проколотого мяча, форма которого еще напоминает по инерции деформированный шар. Инерция и погубила Нормана-Ланжа как первоначально оригинального автора.
Писатель, повторим, не лишен литературных способностей. Они бы могли проявиться полнее, если бы не болезненная страсть, заставляющая доставлять горианкам (и девушкам, похищенным с Земли) все новые и новые унижения. Должно быть, автор постоянно вдохновлялся видом студенток своего колледжа, представляя их в рабских загонах, в «шелках для наслаждений».
А, может быть, вредные девицы так в свое время «доставали» автора или какая-то совсем довела («ты отказала мне два раза»), так, что он решил им отомстить в своих бесчисленных романах. Красавицы на коленях, в цепях и ошейниках. Мужчины-мачо – безусловные господа – таковы мечты скромного преподавателя колледжа, отца троих детей, затравленного, должно быть, по современной моде, феминистками.
Да, созданный им мир фантастический мир довольно любопытен, не откажешь автору и в литературных способностях, но всепожирающая страсть меры не знает. В сюжетах, описаниях, диалогах и монологах проступает душевная болезнь. Психолог бы говорил здесь о перверсии… Но много ли психологи понимают? Удовлетворительного объяснения приверженности садомазохизму, так, по сути, и нет.
Но как социологическая и культурологическая модель Гор представляет интерес.
Некоторые идеи Нормана социологически весьма занимательны для ученого, изучающего различные типы социумов. Интересна и интеллектуальная задача – как совершить революцию на Горе, чтобы рабские порядки рухнули – требует высокой квалификации обществоведа и развитого «социологического воображения».
Возможен ли в принципе подобный социум? И – как, вообще, возможно общество, «параллельная планета, наподобие Гора?
Темпераментный Акоп Назаретян выдвинул гипотезу «социогуманитарного баланса». Применение оружия из стали, компенсировалось нравственным переворотом, философией ясперсовского «осевого времени». Когда новые моральные установки и новый взгляд на человека, спасали человеческий род о самоистребления. Но так было не везде.
В иных местах перехода от «варварства» к «классике» не происходило. Установился «Гор». Быть может, подобное было в Черной Африке после изобретения железа, но без нравственной «осевой революции»? Возможно, чтобы люди не истребили друг в результате открывшихся возможностей нового оружия, агрессия мужчин направляется на противоположный пол. Потом в Африке значительно укрепился ислам, а с ним и никакого БДСМ не надо.
Вернемся, однако к «социогуманитарному балансу». Схожую гипотезу в одном из своих первых романов проводит и Норман. На горе царствующие жрецы-инсекты следят, чтобы огнестрельное оружие не появилось. Выявив через наблюдательную сеть изобретателя пороха, они тут же его уничтожают. Самоистребление цивилизации планеты-близняшки, таким образом, предотвращается. Пусть уж агрессия мужиков направляется на то, как поймать, сковать и пытать пленниц. Гигантские летающие птицы тарны и омолаживающая рабынь сыворотка им в помощь.
Эмансипации и равноправию могли бы посодействовать новые изобретения. Например, если бы слабые женщины, при помощи облегченной пистоли могли бы дать отпор насильникам. Но прогресс военно-технический и социальный прогресс такого рода на Горе блокируется.
Короче, пока мужики увлечены ловлей и дрессировкой рабынь, им не до совершенствования средств уничтожения, организации масштабных войн и других геноцидов. Насилие дозируется низким уровнем развития военной техники.
Неравенство полов и табу на некоторые изобретения как залог сохранения цивилизации?..