Больше рецензий

13 апреля 2015 г. 22:16

154

3

Нет, это не Донцова!

Хотя местами и напоминает. Мда. Печально признать, что детективы современные - ну не мой это жанр. Особенно в японском колорите. К середине книге я почти окончательно запуталась в хитросплетениях сюжета, (вовсе не такого уж и замысловатого на самом деле!), а также в японских именах и названиях популярных рок-команд всех времен и народов. Автор милостиво снисходит до таких слабопамятных читателей, как я, и раздает более-менее короткие имена и клички своим героям, ограничивает число героев в принципе, но мне и это не помогает - я все равно блуждаю, и петляю, и спотыкаюсь.

Помесь закулисья музыкального и звукозаписывающего бизнеса, рок, наркотики, котики-котики-котики, любови и страсти, умопомешательства и тайные заговоры, японские подростки, эмигрантские страдания, а также 155 примечаний (чессло, не вру ! местами - в каждом абзаце!) - это было слишком для моей неокрепшей психики. Книга местами очень оправдывает название своей серии - "Тарантинки" - но, однако ж, особого черного юмора я не заметила в книге. Сцены а-ля "мозги по стенам" и "кишки всмятку" местами присутствовали, но прописаны тоже как-то вяленько. А уж финальные сцены, где главные злодеи перед казнью рассказывают своей несчастной жертве, в чем была соль их козней, а жертва потом раз такая - выжил и все полиции настучал - это просто классика жанра, прямо фу-фу-фу, сплошное разочарование.

Но несмотря на это все самым слабым местом был непосредственно образ главного героя. Роман ведется от первого лица. Оно, это лицо - импортный американский журналист Билли Чака, экспортированный из Кливленда в какой-то затрапезный отель на вэкэйшнз в горах Хоккайдо. И предстает это лицо слегка, совсем немного, сумасшедшим и чуточку отмороженным. Специализация Билла - написание статей для подростков в журнале "Молодежь Азии" на всяко-разно музыкальные темы. Первая половина книги все время отвлекает внимание читателя на ссылки и сноски с рассказами о его множественных похождениях и приключениях, что как бы оправдывает его особую везучесть в плане вляпываться в историю. Где-то там на фоне скользит его любовь и кровь Сара, которая его любит,конечно, но и немножко ненавидит тоже. Но любит. Но ругает и ненавидит и даже не звонит.

И вот закручивается сюжет - умирает внезапно кумир японской молодежи, рок-музыкант Ёси, и Билли нашему невтерпеж написать супер-пупер репортаж в свой журнал. И ради этого он
- таскается по лав-отелям и прочим злачным местам,
-огребает ото всех, от кого можно, не забывая демонстрировать приемы всех изученных восточных единоборств,
- встречает свою прошлую шведскую любовь Ольгу и сидит у нее в шкафу,
- имеет терки с крупным звукозаписывающим холдингом,
- отправляет на смерть своего друга-журналиста,
- становится покусан и исцарапан стадом котов,
- чуть было не становится заморожен после несостоявшейся погибели,
- и тд, и тп.
Внимание, вопрос знатокам - где логика?! Зачем все это журналисту?! Ну хоть бы детективом там каким его сделали что ли, ради приличия. Или там цель поблагородней придумали, чем просто статейка в журнальчик...

Но все эти минусы побеждают приятные моменты книги. Их, я подозреваю, писал или вообще другой автор, или же они и были главным смыслом книги, просто разбавленные детективным сюжетом, чтобы скормить охочей до экшна публике. Моменты эти посвящены описанию жития-бытия в славном граде Токио.

Это не город, это фрактальный взрыв, мегаполис, отнюдь не соразмерный человеку. Чудовищно прекрасные джунгли, разросшийся во все стороны металл, пульсация неона, то ли парк аттракционов, где никогда не гаснет свет... Кто поверит, что этот город задуман и построен людьми? Кто поверит, что он построен для людей? Так размножается, постоянно мутируя, болезнетворный вирус, какой-нибудь грибок расползается. Меньше всего эту тварь волнует здоровье и благополучие людей, хотя от них зависит само ее существование.

А также рассуждения о бренности бытия простой рок-звезды.

Несчастливое детство. Одержимость тогдашними кумирами рока. Плохие оценки. В миг просветления пятнадцатилетний подросток покупает гитару.
...Выходит первый альбом. Крутые парни из крутых заведений Сибуя слушают песни Ёси... Бесконечные гастроли, видеосъемки, фотографии в журналах, выступления по телевидению, рекламные отчисления.
...
Разрыв с родными, потом с друзьями, потом с поклонниками, потом с самим собой. Личная жизнь, в которой нет ничего личного, да и жизни нет. Идеалист превращается в материалиста превращается в циника. ....Передозировки, иски о признании отцовства, дорогостоящее лечение.
...
Воскрешение: загорелый, отдохнувший, готовый играть рок. Превозносит трезвость, необходимость физических упражнений и духовной зрелости. Предвозвещает появление нового альбома (нет-это-не-возвращение).
Рекламная пауза. И – трагический финал.


И вообще - о подростках, особенностях их мироощущения, с долей цинизма, но - разделяя и принимая их мир как он есть:

Челюсть «пацана» отвисла, лицо покраснело, будто помидор. Ну как же, ему пришлось общаться с самым некрутым типом на свете! Я стоял перед ним с широкой ухмылкой на ряшке. Парень осторожно положил гитару и побрел к двери, изо всех сил заставляя себя пританцовывать по-сутенерски, вместо того чтобы опрометью кинуться к выходу. На ближайший месяц я подорвал его репутацию – взрослый человек заговорил с ним прилюдно. Вот и славно.


Эти моменты позволили реабилитировать в моих глазах и книгу и автора. Жаль, их было не так много, как хотелось бы. Возможно тем, кому по душе детективы, закрученный сюжет и фильмы Тарантино - она и придется по нраву больше, чем мне. А я же пока придержусь нейтралитета.

Долгая прогулка - 2015