Больше рецензий

9 апреля 2015 г. 02:26

859

В предисловии к книге чёрным по белому написано, что читать её надобно человеку подготовленному то бишь эрудированному. Ку да же полез я ? Греческую мифологию не знаю, с фантастикой и мистикой не на "ты". Но человеческое любопытство, что же такое интересное в прозе написал известный поэт Аполлинер взяло верх и я подумал, а почему бы и не почитать "Убиенного поэта" ? Взял книгу, а там вначале "Гниющий чародей" шефствует. Ладно, начнём-с с него.

Что сказать ? Тем кто видел фильм Тима Бёртона "Крупная рыба", "Гниющий чародей" определённо придётся по вкусу, тут даже и к бабке не ходи. Но то ли я не очень люблю книги и фильмы про всяких лесных чудищ, то ли по какой другой причине, начало повергло в состояние гроги. И тем не менее, если бы не наличие занимательных умных мыслей, которые в "Чародее" через строчку, бросить не представлялось возможным.

А суть книги в том, что один нехороший дяденька по имени Мерлин был волшебником, но не добрым, а дюже злой не порядной людыной. Знал он много всего-всего и особенно совращал с пути истинного девчонок. Но, как говорится и Мерлина бывает проруха. Возьми малый, да и влюбись и не в кого-нибудь, а точнёхонько в Озёрную деву. Токмо дева-то эта не дура, совсем не дура. К телу говорит своему чистому и невинному не подпушшу, пока всем своим чародейским премудростям не обучишь. Вот и пришлось Мерлину доказывать свою любовь на деле.

Будучи неплохим психологом Вильгельм Костровицкий, он же Гийом Аполлинер, знал, что без загадок не обойтись. С места в карьер подкидывает француз он же поляк, пару-тройку загадок, с тем, чтобы вовлечь читателя в свои колдовские сети и чародейские чары. Дабы не быть голословным приведу загадки, может кто-то на досуге и поразмыслит на чудными вопросами, заданными Аполлинером.

1.Мы усмехаемся. Один требует разделить радость на двоих, а получается третий. Отгадывай пастух.
2.А если он падает, уже ничего не поделать - ни наслаждать нельзя, ни страдать. Отгадывай пастух.
3.Едва её ранишь, как она начинает испытывать настоящий голод. Отгадывай пастух.

Самое интересное, что загадки идут не от первого лица, ни от главного героя Мерлина или Озёрной девы, а от...

Что же до автора, то он переплетаясь, со своими персонажами, не забывает философствовать, задавать вопросы и отвечать на них, согласно своему разумению. И ведь есть, что-то религиозное в его вопросах и ответах, хотя в предисловии к книге и сказано, что Аполлинер был атеистом. "Что самое неблагодарное ?" "Рука самоубийцы. Она убивает своего творца". ...Пусть же у вам будет право умереть по собственной воле.

Вообще у Аполлинер интересный, особый язык, язык сказочника и притча "Гниющий чародей", чем не сказка. Ну вот смотрите, появляется в лесу рыцарь Тиоле, свистит и на его свист прибегают животные всех видов и мастей. Да так, что бедный рыцарь пугается именно потому, что СОБРАЛИСЬ ВСЕ. Представляете сколько животных, птиц, насекомых в лесу ? Вот все на его зов и пришли. Конечно, когда это дело описывает Гийом, чувствуется некоторая доля юмора вкупе со своего рода философским подтекстом - "...Я то свистел, чтобы развлечься. А вот все пришли ко мне".

Ну, а уж когда рыцарь свалил по тихой грусти, бразды правления в свои руки взял Бегемот, провозгласивший себя диктатором и по горячим следам придумавший игру с прямо-таки душевнейшим названием "Кто умрёт первым ? ". Вот вам и Аполлинер во всей двойственной красе. Как хошь, так и понимай. Но и звери в лесу не дураки. Бегемот конечно дюже гарный хлопец, так ведь и змеи и скорпионы не лаптем щи хлебат. Скорпионы возьми и поверни в сторону рыцаря Тиоле : "Мы умираем при любом удобном случае. Понравится и всё". По поводу этого сразу свои мысли набежали : "А сколько раз умирает человек в своих мыслях ? А сколько он якобы умирает, шантажируя других, в том числе своих близких ?".

Провидению было угодно, чтобы я посмотрел замечательную короткометражку Луиса Бунюэля "Симеон Столпник". И в этом смысле для старца, который простоял на столбе 40 лет у Аполлинера нашлось место в своей книге. То есть мы видим, что из сказки Гийом умело оперируя знаниями плавно обращает внимание читателя на вопросы религии. "Бог любит тех, кто собирается вместе и тем прославляется. Он повелел Ною собрать в ковчег, всякой твари по паре".

И снова в сказку. Разговор Озёрной девы со стрекозой. Так вот на волнах и раскачивается его челн "Гниющий чародей".

И снова в поиск вечных истин : ...Вот в чём дело : из-за отсутствия чувства меры, мы и оказались без любви, без дружбы...