Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2015 г. 12:51

579

5

Голсуорси – мастер социальных и психологических головоломок. Казалось бы, он не намеревается залезть в голову своим героям и провести для читателя экскурсию по характеру и душе человека. Однако, именно это у него и получается. Автор показывает своих персонажей в динамике. Они движутся вперед вместе с неумолимым ходом времени, кто-то от него отстает, кто-то наоборот, опережает его. Но все до единого герои развиваются, поскольку происходящие вокруг события не позволяют замкнуться в мирном семейном кругу и отрешиться от нежелательных и шокирующих перемен.

Можно сказать, что Джон Голсуорси – художник-документограф самой души Англии. Ему невероятно точно и пронзительно удается отразить влияние неизбежных перемен на англичан, одной из национальных черт которых всегда был консерватизм. Цикл романов о Форсайтах, охватывающий конец 19го и первые 30 лет 20го века, демонстрирует наступление новой прогрессивной эпохи, которая раздвигает границы возможного и отвергает привычные устои. Происходит это не за день или год, и герои романов Голсуорси как раз выступают свидетелями и комментаторами происходящего.

В третьей книге цикла «Конец главы» Голсуорси перемещает фокус внимания читателей с привычного и полюбившегося семейства Форсайтов чуть в сторону – на их родственников Черрелов. Древний небогатый род дворян, у которых от былого величия только и осталось, что имя, да поместье, которое едва позволяет свести концы с концами. Конечно, прежние Форсайтовские герои и здесь играют важную роль. Это Флер и Майкл Монт. Преуспевающая современная пара в сравнении с благородно обедневшим и слегка старомодным семейством Череллов. Мать Майкла, урожденная Черрел, так что проблемы близких родственников занимают Флер и ее мужа довольно сильно, хотя не всегда их помощь способна принести какую бы ни было пользу. В центре повествования находится Динни – дочь генерала, наследника поместья Кондафорд, где девушка и провела большую часть своей жизни.

Всего в книге 3 романа:
«Девушка ждет» - По обвинению одного из американских археологов в преступной халатности возбуждено уголовное дело против брата Динни, Хьюберта, вспыльчивого, но отходчивого военного. Семья всеми правдами и неправдами пытается разрешить скандал, а в это время в Лондон еще и приезжает тот самый американец, заваривший всю эту кашу.
«Пустыня в цвету» - Первая любовь настигла Динни внезапно и неумолимо в 26 лет. Сердце девушки привечает самого неподходящего кандидата на роль возлюбленного. Человека гордого, мятущегося и замешанного в одном из самых громких скандалов, задевающих в том числе и честь семьи Черрел.
«Через реку» - Брак сестры Динни дал трещину, и девушка вернулась домой, решительно настроенная никогда не возвращаться к мужу. Однако Джералд Корвен, видный политический деятель, не собирается спускать дело на тормозах и следует за своей супругой в надежде уговорить или вынудить ее вернуться к нему.

Дальше...

Названия всех 3х произведений тесно связаны именно с переживаниями Динни, даже если основные события происходят не с ней самой, а с ее близкими. Девушка глубоко принимает все, что происходит в семье и старается оказать максимум помощи и поддержки пострадавшему лицу. Этой самоотверженностью и отзывчивостью, она напомнила мне Маргарет Хейл из Севера и Юга. Такая же рассудительная, спокойная, влюбленная в свой цветущий Кондафорд героиня. С первых же страниц, я не могла не проникнуться к ней искренней приязнью. Динни здраво рассуждает, с юмором относится к проблемам и главное никогда не сдается. В отличие от циничной и практичной Флер, девушка сохранила в душе веру в красоту и людей, что придает ее облику очарование старины. Недаром все ее родственники наперебой сравнивают ее с моделями Ботичелли.

Тем невыносимее лично для меня была вторая история, где Эдвард «юноша бледный со взором горящим» покоряет сердце Динни. Очень непросто было принять такого далеко не самого положительного персонажа в качестве возможного компаньона главной героини по жизни. Постепенно я привыкла, но Уилфред вызывал во мне по большей части неприятные эмоции и мысли. И кстати именно он еще один из мостиков, соединяющих «Конец главы» с предыдущим томом Саги.

Книга читалась непросто в силу своего объема, все-таки я побаиваюсь толстых книг. Однако, сейчас по прочтении, могу с уверенностью сказать, что сюжеты, развернутые Голсуорси, великолепны в своей социальной, исторической и бытовой точности, стиль написания выше всяких похвал, в меру философский, динамичный и пропитанный неуловимой, но такой манящей аристократичностью, и, конечно же, герои. Такие яркие, запоминающиеся и объемные, что, кажется, их можно потрогать, настолько они реальны. Преподобный Хилари, который скорее психолог, нежели священник своей паствы. Археолог Адриан, влюбленный в прошлое почти также сильно, как в счастье, которого он так долго дожидался. Эмилия Монт, восхитительная в своей непоследовательности высказываний, но невероятно наблюдательная и задающая те самые неудобные вопросы, которые порой необходимо произнести вслух. И многие, многие другие.

ИТОГО:
Я не прощаюсь с Голсуорси, Сага о Форсайтах открыла мне фантастически талантливого автора, который пишет об Англии так, как не пишет никто. Бесподобно. Рекомендую всем))))

Ветка комментариев


Роман "Дар", извините за подсказку. Мне кажется, что сермяга, даже если она прикрыта пылью веков, или космической... Конечно, это не тема для спора.


Дар, это роман Голсуорси?) не слышала о таком)


"Дар" - это роман Набокова.


Спасибо) ^^