Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2015 г. 12:51

579

5

Голсуорси – мастер социальных и психологических головоломок. Казалось бы, он не намеревается залезть в голову своим героям и провести для читателя экскурсию по характеру и душе человека. Однако, именно это у него и получается. Автор показывает своих персонажей в динамике. Они движутся вперед вместе с неумолимым ходом времени, кто-то от него отстает, кто-то наоборот, опережает его. Но все до единого герои развиваются, поскольку происходящие вокруг события не позволяют замкнуться в мирном семейном кругу и отрешиться от нежелательных и шокирующих перемен.

Можно сказать, что Джон Голсуорси – художник-документограф самой души Англии. Ему невероятно точно и пронзительно удается отразить влияние неизбежных перемен на англичан, одной из национальных черт которых всегда был консерватизм. Цикл романов о Форсайтах, охватывающий конец 19го и первые 30 лет 20го века, демонстрирует наступление новой прогрессивной эпохи, которая раздвигает границы возможного и отвергает привычные устои. Происходит это не за день или год, и герои романов Голсуорси как раз выступают свидетелями и комментаторами происходящего.

В третьей книге цикла «Конец главы» Голсуорси перемещает фокус внимания читателей с привычного и полюбившегося семейства Форсайтов чуть в сторону – на их родственников Черрелов. Древний небогатый род дворян, у которых от былого величия только и осталось, что имя, да поместье, которое едва позволяет свести концы с концами. Конечно, прежние Форсайтовские герои и здесь играют важную роль. Это Флер и Майкл Монт. Преуспевающая современная пара в сравнении с благородно обедневшим и слегка старомодным семейством Череллов. Мать Майкла, урожденная Черрел, так что проблемы близких родственников занимают Флер и ее мужа довольно сильно, хотя не всегда их помощь способна принести какую бы ни было пользу. В центре повествования находится Динни – дочь генерала, наследника поместья Кондафорд, где девушка и провела большую часть своей жизни.

Всего в книге 3 романа:
«Девушка ждет» - По обвинению одного из американских археологов в преступной халатности возбуждено уголовное дело против брата Динни, Хьюберта, вспыльчивого, но отходчивого военного. Семья всеми правдами и неправдами пытается разрешить скандал, а в это время в Лондон еще и приезжает тот самый американец, заваривший всю эту кашу.
«Пустыня в цвету» - Первая любовь настигла Динни внезапно и неумолимо в 26 лет. Сердце девушки привечает самого неподходящего кандидата на роль возлюбленного. Человека гордого, мятущегося и замешанного в одном из самых громких скандалов, задевающих в том числе и честь семьи Черрел.
«Через реку» - Брак сестры Динни дал трещину, и девушка вернулась домой, решительно настроенная никогда не возвращаться к мужу. Однако Джералд Корвен, видный политический деятель, не собирается спускать дело на тормозах и следует за своей супругой в надежде уговорить или вынудить ее вернуться к нему.

Дальше...

Названия всех 3х произведений тесно связаны именно с переживаниями Динни, даже если основные события происходят не с ней самой, а с ее близкими. Девушка глубоко принимает все, что происходит в семье и старается оказать максимум помощи и поддержки пострадавшему лицу. Этой самоотверженностью и отзывчивостью, она напомнила мне Маргарет Хейл из Севера и Юга. Такая же рассудительная, спокойная, влюбленная в свой цветущий Кондафорд героиня. С первых же страниц, я не могла не проникнуться к ней искренней приязнью. Динни здраво рассуждает, с юмором относится к проблемам и главное никогда не сдается. В отличие от циничной и практичной Флер, девушка сохранила в душе веру в красоту и людей, что придает ее облику очарование старины. Недаром все ее родственники наперебой сравнивают ее с моделями Ботичелли.

Тем невыносимее лично для меня была вторая история, где Эдвард «юноша бледный со взором горящим» покоряет сердце Динни. Очень непросто было принять такого далеко не самого положительного персонажа в качестве возможного компаньона главной героини по жизни. Постепенно я привыкла, но Уилфред вызывал во мне по большей части неприятные эмоции и мысли. И кстати именно он еще один из мостиков, соединяющих «Конец главы» с предыдущим томом Саги.

Книга читалась непросто в силу своего объема, все-таки я побаиваюсь толстых книг. Однако, сейчас по прочтении, могу с уверенностью сказать, что сюжеты, развернутые Голсуорси, великолепны в своей социальной, исторической и бытовой точности, стиль написания выше всяких похвал, в меру философский, динамичный и пропитанный неуловимой, но такой манящей аристократичностью, и, конечно же, герои. Такие яркие, запоминающиеся и объемные, что, кажется, их можно потрогать, настолько они реальны. Преподобный Хилари, который скорее психолог, нежели священник своей паствы. Археолог Адриан, влюбленный в прошлое почти также сильно, как в счастье, которого он так долго дожидался. Эмилия Монт, восхитительная в своей непоследовательности высказываний, но невероятно наблюдательная и задающая те самые неудобные вопросы, которые порой необходимо произнести вслух. И многие, многие другие.

ИТОГО:
Я не прощаюсь с Голсуорси, Сага о Форсайтах открыла мне фантастически талантливого автора, который пишет об Англии так, как не пишет никто. Бесподобно. Рекомендую всем))))

Ветка комментариев


аааа, этого Торнтона я помню ))) причем, у меня мелькнула мысля, что это ты про него, но я ее отмела, подумала, что у Голсуорси тоже был какой-то Торнтон ))


Так я ж Динни с Маргарет сравниваю))) Соответственно и сама-знаешь-кого с Торнтоном)


да, че-то я протупила