Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

3 апреля 2015 г. 09:38

514

5

О ПЛАТОНОВЕ И О ПРОСПАВШИХ СЧАСТЬЕ,

"Скучных и бессмысленных книг нет, если читатель бдительно ищет в них смысл жизни. Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя."

Что вы, Платонова же нельзя читать. То есть, никакой человеческой возможности. Из всей существующей на свете мути эта самая муторная. Да пробовала я. Ну, тогда еще, в юности, когда возвращенную литературу все читали. Продралась страниц через двадцать. Не помню уже, чего, кажется "Джана" (привлеченная созвучностью названия повести Раевского "Джафар и Джан". Там кучка людей брела куда-то через безводную местность и были они так измучены бессмысленным своим, конечной цели не имеющим, походом. И ничего в этих людях прекрасного или героического (юность любит все красивое и необычное).

И груди женщин обвисли, как пустые мешочки. А потом ребенок одной из них, сосавший пустоту и скуливший от бессилия не плачем, а жалким щенячьим поскуливанием, умер. И я сломалась. Не смогла больше. Время от времени спрашивала у тех своих знакомых, о которых знала - читают. И всё один бывал ответ: "Платонов - нет, не смог(ла)". И поместила Андрея Платоновича среди творцов, чья слава неоправданно и непомерно раздута. Печалясь: вот уж высоколобым критикам неймется поглумиться над наивным беззащитным читателем. Ну да, пущай ужо, мы тоже не лыком шиты, без них разберемся, что такое хорошо, а что такое плохо.

И потому, когда от человека, безусловно в моих глазах авторитетного и обладающего отменным вкусом, услышала о потрясающем чувстве языка и мастерстве Платонова, первой реакцией было: "Разыгрываете?" Ничуть, оказалось. Подивилась причудливости комбинаций тасуемой колоды, но закладку в сетевой библиотеке сделала. А полгода и выпуск "Школы злословия" с филологической дамой - великим знатоком творчества писателя, спустя, решила, что пора второй попытки приспела. И взялась за "Чевенгур"

Что это самое объемное произведение писателя и единственный его законченный роман, узнала позже. По причудливой аберрации, представлялось, что крупнее должен быть "Котлован" (на деле соотношение примерно как пять к одному, где единичка как раз пугавшая повесть). Впрочем, размер не имеет значения, когда едва начав, с первых абзацев испытываешь потрясение, своего рода культурный шок. Как, как он это делает? Как вообще возможно писать о таких вещах? Каким образом этот спокойный отстраненный рассказ выворачивает такие душевные пласты, каких надрывным криком и красотами неимоверными языковыми не оцарапать даже?

О языке. Это Клондайк, кимберлитовые трубки, что ни фраза - алмаз. Мне, с моей одержимостью текстами, даже проговаривать не хочется избранные места. Их, словно бы, и нет, весь массив - сокровище. Афористично, емко, точно. Всякое слово на своем, идеально ему предназначенном месте. И нигде красоты ради красот. Все в контексте, все работает на действие. Странное, порой фантасмагорическое, но и совершенно приземленное, поддающееся некоей примитивной логике. И знаете, знаете, это очень похоже на "Улитку на склоне" Стругацких.

Поразительно похоже. И та же сила эмоционального воздействия. Смешно, а потом вдруг окатит таким отчаянием. Или восхитит. Да ничем, в сущности: небом, травами, птицей, паровозом. В "Унесенных призраками" Миядзаки есть момент, когда бумажные птички оживают, преследуют живого дракона, налившись злой силой. У него как такие птички. Я еще на середине примерно, просто очень захотелось зафиксировать впечатление.

И вот такое, литературная дама в передаче говорила, что жизнь у Платонова - это страдание, которое нужно претерпевать. Мне представляется, иначе. Тотальная и фатальная неуместность действий; не нахождение в нужном месте в нужный час.

"В этот час, быть может, само счастье искало своих счастливых, а счастливые отдыхали от дневных социальных забот, не помня своего родства со счастьем."

Комментарии


Майя, спасибо)
Вы как-то очень ловко подцепили меня Платоновым.
Днем прочитала начало Джана и ожидала, что Джан сделает вечер пятницы. Потом оживление чуть угасло, текст-то не самый лёгкий. Вернее, текст лёгкий, читать всё это трудно.
А дочитала - восторг, чесслово.
Платонов, он как будто статус какой присвоил: читать невозможно и не читать невозможно. ЗдОрово получилось!


Я рада. А разве это не вы советовали? Странно, мне казалось - именно вы.

У Чевенгура есть одна особенность. Еще одна, так правильнее. Мамардашвили говорил о Живаго, как о "романе невстреч", думаю, эту книгу можно так же назвать.


...нет, Платонова я не читала раньше
Чевенгур не думаю, что осилю...


А я что-то влипла. Ну, то есть, и так не бросаю обычно. Дочитаю.


А я сейчас небольшие книжки как-то все читаю.
Чтоб на раз-два))


В небольших, на раз-два книжках, есть своя прелесть.
И читать их приятнее бывает, чем долгие бессмысленные романы.

Но у меня конституциональный недостаток - дочитываю любой, даже самый горький, до конца. Это создает впечатление какого-то выполненного кармического долга. Домучила, отряхнулась и пошла дальше. Так примерно.

И никому ничего не должна.


Ах да, не поинтересовалась, что читаете? Как впечатления?


Отвечаю как на духу)))
Вчера вот Платонова, перед тем прочитала Устиновой роман дерзкий такой, хм...
Больше пока ни за что не взялась.


К Устиновой с большим уважением. Она у меня случилась после Платовой. Первая из дам-детективщиц Маринина, после Донцова (без претензий на интеллект, но позитивчик зашкаливает). Потом открыла для себя Платову. А она роскошна без натяжек. И решила было: "Ну вот - мое". Но платовские вещи (многие из них перенасыщены сюром и абсурдом, а порой откровенно антигуманны. Я же большой консерватор и держусь на тех позициях, что "бог не яшка, видит кому тяжко", "сколько веревочка ни вейся, конец будет", "не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой". В общем - Мир устроен правильно и справедливо. Конституциональные расхождения.
И после Виктории Соломатиной случилась у меня большая любовь к Устиновой. В которой, как тогда показалось, нашла все: милый сердцу гуманизм. безупречная логика , достаточно интеллектуально (не Дашка), местами смешно до слез (едкий такой стеб, вот хоть в "Моем генерале" пассаж, посвященный сериалу "Любить по-русски", ведь валялась и плакала от смеха). Но постепенно все романы ее стали похожими один на другой казаться. И героини-золушки на одно лицо; и жестокая жизнь, которая испытывает, чтобы вернее наградить в итоге (все умрут, а я останусь); и непременный прынц на алом парусе. И все теперь, не читаю.

И какой такой дерзкий, хм...?


Да я сама думала, что забросила Устинову.
Но старалась читать её чуть с опозданием - ну чтоб книжка уже написанная была в заделе непрочитанная, как нз) Иногда, правда, сразу по выходу лопала.
А тут смотрю - отставание на две, три.
Думаю, убудет с тебя что-ли?
Открываю, а она, как всегда: простенько, и не сказать что со вкусом, но вручает буквально такие милые-знакомые слова, что игнорировать трудно.
" есть такие ни на что не годные люди – можно вставать, толкаться, протискиваться, а они не встают и не протискиваются!"
Всё понятно: опять книжка как бы про меня)))
Прочитав на ночь десяток страничек, на день другой пытаешься определить парой-другой слов, но покачавшись влево-вправо, картинка уравновешивается на слове "дерзкий".
И смеёшься над собой, и отмечаешь всякие несовершенства книжки (ну не эталон это литературы) и читаешь. Ну какой он, нафиг, дерзкий.
И ровно на встрече героев вдруг устанавливается та самая дерзкая тишина и сердце пропускает пол-удара.
Наверное, потому и дерзкий, что в формате бульварного романа не стесняется.
Хм, это было сочинение по Где-то на краю света)))


Платонов - единственный писатель, с которым мне по-настоящему легко и свободно.

и единственный его законченный роман

А"Счастливая Москва"? Или я что-то путаю?


Вы, наверняка, ничего не путаете. Но так было в Википедии. Я ведь из всего, написанного Платоновым, только и читала, "Чевенгур".
И мне с ним нелегко. Но очень правильно. Он настоящий.