Больше рецензий

28 марта 2015 г. 18:39

307

Писатель Дансейни сократил свое имя (Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт) до разумного, хоть и нескромного "Лорд". Краткость вообще была его сестрой, и четыре сборника, которые включает этот том, состоят из рассказов, рассказиков, притч и зарисовок, которые заканчиваются, не успевая начаться. Особенно дебютный - "Боги Пеганы". Здесь автор с нуля создал изначального бога, уложил его спать беспробудным сном, создал других богов, те создали свет, небо и землю, затем людей, потом появились пророки и стали общаться с богами, и после многих событий боги уплыли по реке Безмолвия, и всему настал конец. Вся эта космогония с мифологией, географией и историей, снабженная картинками, занимает 50 страниц.

Во втором сборнике, "Время и Боги", его светлость снова провернул этот трюк. Только рассказы стали чуть длиннее, а фокус сместился с богов на людей, и отношения людей и богов предстают совсем в ином свете. В "Богах Пеганы" люди были мелкими надоедливыми букашками, иногда развлекающими богов, а тут выясняется, что боги - злобные, мстительные и жестокие существа, и как-то и без них было бы неплохо. Читать первые два сборника довольно трудно - они сверх меры набиты именами, нзваниями выдуманных мест, и исключительно эпичны и пафосны. Но чем дальше, тем больше в тексте прекрасных моментов вроде богини-капризульки, играющей золотым мячиком солнца, или человека, дошедшего до конца дороги знаний и кое-что там увидавшего. Кроме того краткость ознчает также и то, что ни один герой не успевает надоесть, а слова в рассказах подогнаны друг к другу идеально, и ни одно из них нельзя убрать без ущерба для истории.

Дальше становится еще лучше, и "Пятьдесят одна история" включает в себя угадайте сколько притч, мифов и просто зарисовок около 200 слов каждая. Среди героев - Смерть, Одиссей, Слава, куры, Сфинксы и многочисленные поэты. Тут уже встречаются настоящие крошечные шедевры - про демагога и Святого Петра, соревнование зайца и черепахи (с неожиданным финалом), а также про ангелов, пытающих грешников рекламой.

К последнему сборнику, "Человек, который съел феникса", пафос пропадает начисто, мягкий юмор расцветает, а фантазия лорда разворачивается на полную катушку. Таксисты провоцируют апокалипсис, а лютики предотвращают завоевание мира. Девочка дружит с ветром, рыцарь с цыганом, султан с крокодилом, внутренности в банках пропадают и находятся, Белоснежка попадает в гости к семи шахтерам, а собака носит галстук и ведет себя возмутительно. Дансейни способен побороться не только с Толкином на поле создания мифов, с Шекли в насмешливой фантастичности и с кем угодно - в историях о фейри, лепреконах и встречах волшебного народа с суровыми ирландскими парнями, заправленными виски, но и с Киплингом - в историях о животных и первобытных людях, О'Генри - в трогательной мудрости, с Нилом Гейманом - в дьявольщине, которая приходит к нам и притворяется, что тут всегда и была. И только с Лавкрафтом, вопреки аннотации, ничего общего - очень уж витальный наш лорд.

Книжное путешествие 7

Комментарии


Да ладно, а как же "Сновидческий цикл" Лавкрафта? По-моему, близкое родство с Дансейни. :)