Больше рецензий

yuol

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2015 г. 13:35

471

5

Жизнь, как маска Но, в зависимости от угла
зрения меняет выражение:
так повернется,
кажется, видишь одно,
эдак — другое.

Евгений Ю

В этот сборник в мягкой обложке включены рассказы японского писателя Сюгоро Ямамото из сборников “Рассказы голубой плоскодонки” и “Улицы без сезонов”. Каждый рассказ – нехитрая история о “маленьких людях”, наверное, даже о людях, живущих за чертой: бедности, страдания, несчастья, боли. Но Сюгоро Ямамото, благодаря какому-то своему совершенно особенному взгляду, удается показать их жизнь под совершенно другим углом, совсем не так, как обычно мы воспринимаем подобные ситуации.

Вот этот особенный японский способ восприятия мира, когда человек смотрит на происходящее всегда чуть отстраненно, может быть с некоторой долей фатализма, усиливается невероятной способностью автора развернуть сюжет совершенно неожиданным образом.

У многих такие истории (почему-то приходят на память рассказы А.П. Чехова) вызывают чувство щемящей грусти, нечто среднее между жалостью и отвращением, но здесь в голову не приходит считать персонажей рассказов Сюгоро Ямамото жалкими. Истории их жизни подобны картинам с несколькими слоями смысла: за неказистым и нелепым фасадом может скрываться такая глубина, позволяющая взглянуть на эти картины, да и вообще на жизнь совсем другими глазами.

Трудно сказать, характерная ли это национальная черта, но часто, читая произведения японских авторов, складывается ощущение, что чем трагичнее судьба персонажа, тем старательнее он находит во внешнем мире какое-то совершенно прозаически-обыденное действие или систему действий, и с почти маниакальной педантичностью начинает повторять их снова и снова, словно в этом состоит смысл жизни… или это все, что у него осталось от нее.

Точнее всего эффект, который производят истории, рассказанные Сюгоро Ямамото описан самим автором в рассказе “Ночь в камышах”:

На бумаге, да еще в чужом изложении, все это кажется простым и обыденным, но, когда я слушал капитана, именно «обыденность» случившегося потрясла меня до глу­бины души.

В этом сборнике есть персонажи, которых я успела нежно полюбить – это старый капитан Кояма из рассказа “Ночь в камышах”, живущий на старом давно списанном теплоходе №17 в зарослях камыша, и история его любви, и малыш Року-тян из рассказа “Бежит по нашей улице трамвай”.