Больше рецензий

Faery_Trickster

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2015 г. 16:23

919

5

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» — это самая правдивая книга о школах, которую я когда-либо читал. А также самая грустная, несмотря на попытки автора улыбаться сквозь слёзы. Для человека, в жизни которого школа была только на этапе обучения, здесь, вероятно, будет много поводов посмеяться, но мне тяжело представить себе учителя, который смеялся бы над тем, что для него было или есть печальной реальностью.

Вся система образования – это безумие. Научите детей, но вот вам учебники, которые давно пора отправить в мусорный бак, желательно вместе с автором, который никогда в жизни, судя по всему, с детьми не работал. Заполните, пожалуйста, эти сто тысяч формуляров на вчера, но распечатайте где-нибудь ещё, потому что в школе снова закончилась бумага. Мел, кстати, тоже закончился, не забудьте купить. Было бы неплохо, если бы вы немного и для школы принесли. Вы решили забрать домой контрольные, чтобы проверить в спокойной обстановке? О, но ведь это же значит, что вы в выходной свободны, какая удача! Придите, пожалуйста, помочь с проводкой, покраской стен, поклейкой обоев, раскопкой динозавров, бессмысленным переносом старых парт из одного кабинета в другой, потому что выкинуть жалко. Вы любите семинары? Это чудесно, сходите, пожалуйста, вместо учителя N и послушайте какую-то совершенно не нужную вам информацию про вычисление интегралов, а то учитель N идёт вместо учителя NN слушать про преподавание литературы африканским аборигенам. Ну и что, что у нас нет африканских аборигенов? Зато там дадут сертификат, который можно будет подшить в личное дело! В конце недели у нас будет, кстати, проверка из района, из города, из области, из Министерства образования внеземных цивилизаций, санэпидемстанция, пожарные, цирк, театр и культпоход. Что вы говорите? Так много проверок, что кажется, будто мы занимаемся наркоторговлей или ночами грабим банки? Кстати, о банках. В этом полугодии каждому придётся брать несколько дней за свой счёт. Ну так, немножко, по недельке в месяц, что вам стоит? Но работать мы будем ходить и дальше, сами ведь понимаете, нужно страну поддерживать. А, и ещё, я тут такую штуку классную придумал: сегодня у нас будет педсовет, на котором часть учителей будет читать доклады, которые им совершенно не хочется читать, а вторая часть будет их слушать, хоть им и совершенно не хочется слушать. А в следующий раз поменяемся! Здорово же, как разнообразит монотонную жизнь коллектива! А после двух часов выступлений мы ещё проведём совещание, чтобы вы по пути домой могли полюбоваться звёздами. Что ж вы расстраиваетесь сразу? Помните: это всё для детей, только для детей. Нет, я пока не готов ответить, как именно это поможет детям, но не ваша задача об этом думать, ваша задача помнить, что дети – наше будущее. И что деньги на 8 марта нужно сдать до вторника.

Это своеобразный тест, который позволяет определить, работали вы или не работали в школе. Если это вам покажется забавным или неправдоподобным, скорее всего, ваше общение со школой ограничилось учёбой и вы до сих пор живёте с мыслью, что работа учителя – это рай на земле, в котором работают всего часов до 3 дня и отдыхают на каникулах. Если же вы понимаете, как всё обстоит на самом деле, поздравляю, вы учитель. И если вы всё ещё не читали книгу Бел Кауфман, то самое время это сделать.

Я проработал в одной из гимназий города три года и около 70% книги были для меня подобны возвращению в прошлое. И это при том, что наше учебное заведение считалось довольно неплохим, всегда входившим в тройку лучших района, что подразумевает, что и дети у нас были хорошие. Были, конечно, и неблагополучные семьи, были дети, которые требовали особого, аккуратного отношения из-за проблем со здоровьем, но до всех можно было достучаться, и к чести людей, которые работали со мной, хочу сказать, что многие действительно делали всё, что могли.

Сейчас, уже полгода проработав в совсем другом месте в условиях полной свободы действий и творчества, не обременённой бумагомарательством, довольно тяжело было мысленно возвращаться к тем людям, которые до сих пор пытаются бороться с нашей системой образования. Иначе это не назовёшь. Бел Кауфман, конечно, рисует условия школ, в которых всё гораздо хуже, чем было в моей практике. Плюс – часть проблем непривычна для наших реалий, как, скажем, расизм. Но всё остальное – это правда. А что самое ужасное, правда не только для нас и не только для американцев, а для всего мира.

Я своими глазами видел, как в полных энтузиазма людях просто убивали тягу к профессии. Если быть до конца откровенным, то, уволившись, я и сам был уверен, что больше никогда не свяжу свою жизнь с обучением. Всё решила воля случая, а скольким из нас случай понять, что может быть иначе, что можно действительно любить свою работу, не выпадает? Не понятно лишь, зачем это делают со школами, да ещё под лозунгами «всё для детей», которые больше похожи на «всё, чтобы добить учителей». Как бы там ни было, после прочтения я жалею лишь об одном: книга, которая в своё время произвела фурор, не смогла изменить мир. Сколько времени прошло с 65-го года? Около 50 лет, а книга всё ещё актуальна. Прискорбно, что наша реальность всё ещё слишком напоминает движение вверх по лестнице, ведущей вниз.

Здесь стоило бы писать больше о книге и меньше о личном опыте, и массу чудесных рецензий вы найдёте здесь. Но, извините, бывают произведения, рецензии на которые становятся неизбежно личными.

***
Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная".

Комментарии


Я только читать буду в этом году, ожидаю такой же встряски, хотя в принципе думаю что сойдусь с тобой во мнении, готова сама критиковать школьную систему


Я несколько сместил мысль, которую автор изображает главной — что дети из-за этого всего страдают. Но это исключительно из-за того, что у меня действительно школа была неплохая и каким-то чудом нам удавалось в детях поддерживать любовь к ней, поэтому единственные, кто в этом болоте тонул, были учителя. Только поэтому я говорю в основном о них, а не о детях.


У меня кстати тоже были хорошие учителя, в этом повезло, но так к сожалению не у всех((


Книгу не читала, но рецензия целиком и полностью понятна) Улыбнула))


Мда, эту рецензию действительно мог написать только человек, прочувствовавший все это на собственной шкуре :) В высшей школе все идентично. К сожалению моему :)


Так и хочется сказать что-то вроде "мои соболезнования". Это во многом идентично с садика и до аспирантуры, как я подозреваю.


А я вот в обычной средней работаю. И все точно так, как Вы написали: нехватка инвентаря и даже мела, огромное количество документов, которые необходимо заполнить… Выжить бы учителю.


Да, к сожалению, так.


Я совсем немного, бочком, на полшишечки поработала и в школе, и в университете, но все вами описанное зацепило меня по касательной, и, осознав, какая там пропасть, я категорически увернулась от постоянной работы в образовании. Я из пугливых, что поделать. А вам — респект. И рецензия прекрасна.


Спасибо.


Я сама в школе не работаю, но у меня там муж и несколько друзей... Так что с реалиями жизни учителя знакома не понаслышке. И вы попали в самую точку. Каждый раз,провожая мужа на работу, чувство такое,что провожаю на фронт - неизвестно, когда вернется, что ему придется там пережить и сколько всего сделать после возвращения.
Книгу обязательно прочитаю в ближайшее время. И друзьям посоветую. Так что спасибо огромное именно за ваши мысли - они зацепили больше, чем все ранее прочитанные рецензии.


И вам спасибо. Мужу удачи, просто удачи.)


За шесть лет работы в университете я постарела лет на 20, наверное. Бумажки, бумажки, ещё больше бумажек! Давайте перепишем все рабочие программы в этом году и в следующем и перепишем программы 10-летней давности по стандартам 10-летней давности и сдадим в архив, чтоб там лежали правильно оформленные старые программы!


)))))))) Ой, не могу! Сестра по несчастью! :)


Помнится, перед увольнением у меня было две недели, за которые вместо 30 пар по расписанию я провела едва ли 10, потому что как только я приходила утром на работу, меня вылавливала завкафедрой и говорила: "Так, Катюша, вот тебе ещё две служебки, социологам и историкам срочно нужны обновленные программы для магистров! Что? У нас нет программ для магистров? Как не было раньше магистров? А, ну ладно, сбегай, дай задание своим студентам и садись придумывать программы, только не забудь потом сходить в библиотеку, проверить, есть ли у них и в каком количестве есть книги из списка литературы, а потом сгоняй в другой корпус, чтоб тебе там все программы подписали. И, знаешь, у нас тут бумага для принтера закончилась, может у тебя дома есть? Ты же рядом живёшь? Ну так ты дома в окно после третьей пары распечатай всё!" И так каждый день - шок, шок, шок, рабский труд, там накосячила с годами в списке литературы, здесь не тем шрифтом на титульном листе специальность прописала и проч. и проч. Помнится. я конкретно сорвалась, когда пришла на один факультет программу по ин.язу подписывать, а там сидит штатный методист. Она неспешно листает программу, я её подгоняю, потому что у меня большая перемена заканчивается. мне надо на пару бежать. А она начинает мне в программе черкаться: здесь вам надо таблицу поправить, здесь у вас год указан раньше 2006-го, а здесь у вас задачи с целями не совпадают. Я у неё спрашиваю: "Вы же штатный методист кафедры? Вам за составление и корректировку программ платят?" Она на меня сверкнула возмущенно глазами: "Ну, конечно! Я же здесь делом занимаюсь!" Ну я на это положила перед ней флэшку с программой: "А мне не платят. Так что сидите и отрабатывайте свои деньги" - и ушла. Через неделю я получила очередную зарплату 12 т.р. - и подала заявление на увольнение. Впрочем, с увольнением это вообще отдельная история, заслуживающая того, чтоб её увековечили в каком-нибудь фельетоне.


Вот и я тоже одной ногой уже сбежала :) Надо найти мужество сбежать двумя! :)


Ну, желаю мужество при любом раскладе!


Не знаю, как вы, но я ни о чём не жалею. Зато сейчас так люблю свою нынешнюю работу после вот такого же отношения, что слов не подобрать.


Я жалею о потраченных нервах, но не о годах работы в университете.


Фантазия начальства неиссякаема, как я погляжу.)


О, а насколько безгранична фантазия преподавателей, когда на титульном листе для программы должны быть подпись и печать от уже неработающего декана с уже несуществующего факультета! В ход идут ножницы, клей, сканер!


Очень заинтересовали своей рецензией. Я не работала ни в школе ни в университете. Но имею очень хорошее представление о всех сложностях работы учителем, так как есть друзья в этой сфере. Сама долго время раздумывала поступать в педагогический или экономический. Выбрала второе, но и там было желание продолжить научную деятельность в качестве преподавателя. Так сложилось, что от этой идеи пришлось отказаться, но мечта поступит на филфак еще жива. Вот только преподавать я все же вряд ли решусь, это скорее для себя.
А после такой личной рецензии еще больше хочется прочесть книгу. Спасибо)


И вам спасибо большое за комментарий.)


Замечательная рецензия! И очень хорошо, что личная, прочувствованная.
Своеобразный тест действительно показался забавным и заставил улыбнуться, но не потому, что общение со школой ограничилось лишь учёбой в ней, а потому, что уж слишком похоже на наши реалии. С грустью замечу, что за последний год маразм в системе приумножился. Думаю, Кауфман будет актуальна всегда. Но, к счастью, всегда будут люди, которых и её книга, и сама школа будут вдохновлять на подвиг :)


Спасибо! Да, хотелось бы верить, что в школе будет побольше людей, в которых не угасло вдохновение.


Будут обязательно! У нас на этаже таких целых... два! :)


Ох, как все знакомо.
Меня, слава Богу, от всего этого маразма берегут более старшие и опытные коллеги, так что на мне просто обучение в двойном объеме, и работаю я в ВУЗе. Но вот из-за подобных историй подруги я сразу сказала - я в школу ни ногой. Ни за что.


В качестве получения определённого опыта школа неплохое место, но не как постоянной работы, да.