Больше рецензий

Satin607

Эксперт

Пытливая единорожка

17 марта 2015 г. 17:41

930

3

Начну я, пожалуй, с предисловия: как эта книга попала ко мне в руки. Около 6-7 лет назад я восхищалась Одри Хепберн, ее стилем, ее творчеством. Даже устроила киномарафон ее фильмов, посмотрела не меньше десяти подряд. И вот, гуляя по книжному, я увидела ее - эту биографию. Конечно же я ее сразу купила, но читать не стала. Мне было 18-ть, я была без ума от стиля, от изящества этой женщины, а потом это прошло. У меня появились новые идеалы, новые образцы для подражания и книга была забыта вплоть до марта этого года. Правду говорят, для каждой книги свое время, и вот я начала ее читать. Я давно знала, кто такая Одри-актриса, но вот Одри-человек для меня всегда была загадкой, и не потому, что Хепберн таилась и пряталась от мира, а просто потому, что я ей не интересовалась, но вокруг нее всегда было столько внимания, ее считали настолько особенной, что я решила: пора и мне узнать, каким же человеком она была.

Честно говоря, я не люблю нон-фикшн, ибо считаю его скучным. Знаю-знаю, многие со мной не согласятся, но лично для меня этому жанру недостает легкости повествования и красоты стиля. Предложения всегда передают только факты и никакого личного мнения автора. Нет ни диалогов, ни описаний, чтобы облегчить чтение, язык очень сух и упорядочен, поэтому за эту биографию я бралась с опаской, а вдруг будет совсем уж невыносимо? Но нет, читать было интересно, язык, конечно, не блистает изяществом, но и сухим я его тоже не могу назвать. Автор проделал действительно грандиозную работу, собрав воедино множество фактов, историй и сплетен об одной из самых известных и талантливых актрис XX века. Спото разделил свою книгу на четыре части, каждая из которых соответствовала тому или иному периоду в жизни актрисы:

1. Первые шаги (1929-1950)
Наверно, это моя самая любимая часть в этой биографии. Спото начинает свой рассказ с самого начала создания семьи Растон-Хепберн еще до появления Одри. Как много нового я узнала о прошлом актрисы! Безусловно, глядя на нее, сразу понимаешь, что в ее роду были аристократы, ведь Одри присуща чисто английская манера держать себя, и верно, ее мать была голландской баронессой, а отец английским джентльменом. После прочтения этой главы стало ужасно жаль Хепберн: несчастливый брак родителей, начавшаяся война и несбыточная мечта стать балериной надломили ее и она так и не смогла пережить это до самой смерти. Не знаю, намеренно ли или по незнанию, но у Спото крайне однобокий взгляд на происходившее во время Второй Мировой войны в Европе. Так, например, у него ни единого раза не упоминается о значимой роли (да и о какой-либо роли вообще) Советского Союза во время этих страшных лет. По его словам, Германия напала на Польшу, начав тем самым войну, а Европу освободили Штаты на пару с Соединенным Королевством. И я бы еще поняла, если бы автор только вскользь упомянул (или не упомянул вовсе другие страны), уделив все внимание Голландии и ее роли в ходе войны, ведь именно в этой стране ее переживала Хепберн, так ведь нет, нас не упомянули вовсе, и если честно, это очень сильно покоробило. Ну да ладно, в книге этому периоду отведена совсем небольшая роль, а ведь именно в детстве формируется личность человека, именно оно и повлияло на дальнейшую жизнь Хепберн. Актриса научилась быть бесстрашной, упорной, трудолюбивой и беспощадной к себе.

Дальше...

2. Слава (1951-1956)
Эта часть посвящена становлению Одри как актрисы, ее счастливым дням и неудачам, как личным, так и творческим. Чем дальше я читала эту биографию, тем больше чувствовала, что правильно сделала, столько времени откладывая знакомство с ней. В самом деле, образ Одри всегда у меня ассоциировался с легкостью, непосредственностью, чистотой и неизменной элегантностью, но вот я читаю эту книгу и понимаю, что все, что я видела на экране, все ее улыбки и смех, все это фальшиво и лживо. Оказывается Одри всю свою жизнь находилась в постоянной депрессии, была несчастна и нелюбима, а все те замечательные фильмы, что я видела, на самом деле снимались не просто тяжело, а мучительно и невыносимо. Каждый партнер ревновал, буквально ненавидел и подавлял Хепберн на площадке, и весь съемочный процесс таких известнейших картин, как "Сабрина" и "Забавная мордашка"был отравлен ядом и злобой. Понравилось, как автор подчеркнул то, что бросалось в глаза и мне: за исключением Грегори Пека с "Римских каникулах" Одри поразительно не везло с партнерами, они все были настолько старше ее, что играть с ними "любовь", а уж тем более верить в нее было невероятно сложно. Правда мне очень импонировали ее реальные отношения с господином Живанши, этакая дружба-сотрудничество, длившаяся всю жизнь.

Сам же господин Спото, явно обожающий и вознесший Хепберн на своеобразный пьедестал, так старается "всучить" свою героиню читателю и заставить его ее полюбить, что добивается прямо противоположного. Дабы придать Одри больше реальности и человечности, Спото не брезгует сплетнями о личной жизни актрисы, обращает внимание на детали, которые можно было бы спокойно и опустить. Если ты пишешь, что сама Хепберн предпочитала скрывать свою личную жизнь от журналистов, зачем же постоянно подчеркивать, как она заводила то одного любовника, то другого, запиралась в комнате до трех утра с партнером по пьесе, не приходила домой ночевать, чем вызывала неодобрение матери и пропадала в отелях с женатыми мужчинами? Меня просто передергивало от этих подробностей, все таки Хепбер не Мэрлин Монро, за сексуальными победами которой я хочу наблюдать и о которых мне хочется все услышать, в первую очередь, меня интересовала Хепберн-актриса, а не Хепберн-любовница, но автора, видно, весьма воодушевляла интимная сторона жизни актрисы. Для чего это было? Чтобы показать, что Хепберн далеко не ангел, а обычный человек, которому не чужды обычные желания, который совершает ошибки, крутя любовь с женатыми мужчинами, впадает в истерики и страдает от этого, но при этом ничуть не выглядя вульгарной? Меня это лишь оттолкнуло от нее, потому что копаться в чужом грязном белье я не подписывалась.

3. Достижения (1957-1970)
Третья часть должна была стать лучшей для меня, ведь именно в ней Спото подробно рассказывает о моих самых любимых фильмах Одри, но этого не случилось. В этой главе читатель узнает о неудачной беременности актрисы, и хотелось бы мне посочувствовать ей, но Хепберн сама была виновата в своем горе. Очередной любовник получает отставку, а Одри так увлечена своей карьерой и так верна своему слову, что вопреки разумным доводам рискует собственным ребенком ради роли в дрянном кино. И автор снова оправдывает актрису. Положа руку на сердце, скажу, что подобное слепое обожание и всепрощение к любым поступкам Хепберн меня к середине книги начало порядком раздражать. И если в начале чтения я была уверена, что поставлю книге если не пять, то четыре балла точно, то чем ближе к концу я подбиралась, тем меньше мне это чтение нравилось. И все же в "Достижениях" Спото подробно рассказывает о процессе съемок таких картин, как "Двое в пути", "История монахини", "Моя прекрасная леди", "Завтрак у Тиффани" и "Шарада". Наконец-то на площадке царит мир и понимание, а не интриги и скандалы. Но вот что удивительно, как я уже писала, около 6 лет назад я устроила марафон фильмов Хепберн и посмотрела их немало, придя в восторг практически от каждого. В этот раз я не поленилась повторить подвиг и пересмотреть все ранее увиденные мной ее картины и... наступило жесточайшее разочарование. Я больше не вижу прелести ни в "Сабрине", ни в "Римских каникулах", ни в "Как украсть миллион", а обожаемая мной ранее "Моя прекрасная леди" теперь выглядит середнячком. Что случилось? Почему фильмы вдруг потеряли свое очарование, а их наивность стала не умилять, а раздражать? И поразительнее всего, как столь не любимый мной "Завтрак у Тиффани" вдруг превратился в одну из самых привлекательных лент? Возможно, я повзрослела, возможно, прочитав биографию Одри, увидела фальшивость некоторых сцен, а может, смогла, наконец, воспринимать все не так буквально. Но результат налицо - фильмы Одри потеряли для меня свою особенность. И все же мне безумно интересно было читать про съемки "Шадары", "Двое в пути" и "Завтрак у Тиффани" ("Историю монахини" я игнорирую сознательно, пусть она и считается одной из лучших, если не лучшей, ролью актрисы). Наконец-то я получила то, чего ждала от этой книги, но опять автор меня подвел. Опять он начал смаковать личную жизнь актрисы, причем его враждебный настрой по отношению к ее неудачнику-мужу Мелу был настолько очевиден, что был скорее смешон, чем правдив. Спото оправдывает каждую измену Одри (а их было немало) и обвиняет в неудачном браке исключительно ее мужа, который посмел пригрозить актрисе публичным унижением и разводом, если та не бросит нового любовника. Действительно, как он мог помешать супруге изменять? И опять Одри в глубокой депрессии и опять она ищет утешение в объятиях нового мужчины, повторно выходит замуж за графа, моложе ее на 9 лет и...

4. Волшебство (1971-1993)
И опять этот брак рушится, опять по вине изменщика-мужа, приводящего любовниц прямо к себе домой. Автор лишь забывает упомянуть (а потом добавляет через какое-то время как бы невзначай), что Хепберн сама делала абсолютно так же, но ее оправдывает то, что она терзалась муками стыда за свое поведение и (боже мой!) даже подумывала о самоубийстве. Опять я оказалась втянута в совершенно не нужные мне семейные разборки, опять истерики, измены, предательство и непонимание, а ведь эта часть содержит очень интересные сведения о работе Одри в ЮНИСЕФ, но их отравляют все время упоминающиеся подробности семейной жизни героини, достойные первых страниц желтых газет. Одри опять выходит замуж, в третий раз, и вот тут бы автору впору уделить внимание ее мужу, ведь именно с ним актриса осталась до конца своей жизни и, судя по всему, именно с ним у нее воцарил в душе мир, но нет, ни слова про Роберта Уолдерса вы не дождетесь, ведь автор любит в подробностях обсуждать лишь грязь в отношениях. К тому же Спото через чур увлекается упоминанием имен людей, хоть как-то (пусть и весьма отдаленно) связанных с Хепберн, от этого вся книга буквально пестрит совершенно лишними фамилиями, знать которые совершенно не нужно.

Что ж, если вы любите Одри Хепберн, если вы идеализируете ее и действительно считаете эталоном красоты, наивности, элегантности и таланта, если в вашем сердце она запомнилась женщино-ребенком, наивной и порядочной девочкой, не читайте эту книгу. Она вас расстроит, она расскажет, что Одри всего навсего человек, безусловно талантливый, но далеко не такой, как вы себе представляли. Книга стала для меня настоящим разоблачением и развеиванием образа знаменитой актрисы. По-моему мнению, автор слишком пристрастен, и все ошибки Хепберн он оправдывает, с чем я, зная теперь некоторые факты, согласиться, увы, не могу. Спото открывает читателю глаза на личность Одри, но делает ее уж слишком земной. В моем представлении актриса, к сожалению, утратила свой ореол таинственности и перестала быть загадкой, а так же образцом для подражания. Это просто несчастная женщина, которая желала всю жизнь любви тех, кто не мог ей ее дать. Мне жаль, что я прочитала эту книгу, в моих глазах актриса потеряла свой нимб, жаль потому, что подобных звезд много, а Одри была для меня такая одна, и да простят меня ее поклонники.

P.S. Рецензия писалась на эмоциях сразу после прочтения книги, сейчас страсти поутихли, но все равно лично для себя я запомню Одри не такой, как описал ее Спото, а такой, какой ее всегда представляла себе я:

картинка Satin607

Прочитано в рамках игр Борьба с долгостроем, Тур №34, Книжная полка, Тур №3.
Долгая прогулка. Март. Команда "Задорные овечки". Леди: raima , lemonnie и MadRat [ картинка Satin607 ]

Комментарии


сегодня посмотрела фильм ''Как украсть миллион''.замечательный фильм.Одри прекрасная женщина и талантливая актриса


Я до прочтения книги была Одри просто очарована, после прочтения разочарована, а теперь как-то ровно стало.


я никогда ее биографией не интересовалась. Надо будет прочесть книгу.а можно книга неудачная


Очень неудачная.