Больше рецензий

15 марта 2015 г. 08:49

500

5

картинка likasladkovskaya

Разрозненное, лоскутное произведение словно весенний деревенский луг, где бабочки теряются в обилие немыслимых, совершенно разных, словно в богатой, несколько аляповатой оранжерее, цветов.
Небезызвестен тот факт, что произведение написано в духе сиенской школы - замысловато и фрагментарно. Оно похоже на полюбившиеся цитаты, выписанные внимательным читателем из собрания сочинений автора. Каждую из цитат можно развить в отдельный философский трактат, над которым ломали бы голову философии мира. Однако Новалис предпочел не продолжать традиции Гегеля и оставил наследие в форме обрывочных мыслей, но воистину это жемчужины.
Он рассуждает о поэзии. Для него это не рифмованное лирическое произведение, не строки, подчиняющиеся законам метрики. Поэзия - все, что возвышается над обыденностью, романтический образ мира, наша душа, великолепии искусства, музыка небесных сфер, идеальный образ, по которому тоскует душа, заключенная в тело. Музыка, романы, живопись - есть поэзия. Поэзия - мысль, в которой присутствует Бог. Все, что составляет не поэзию - Его отсутствие.


Поэт через представления пророчествует о природе, в то время как философ через природу пророчествует о представлениях. Для одного весь смысл в объективном, для другого в субъективном.

Философия и поэзия. Исчезни одна из них, все равно что ангел лишится одного крыла.
Иными словами,

Ми працю любимо, що в творчість перейшла,
І музику валку, що ніжно серце тисне
У щастя людського два рівних є крила:
Троянди й виноград, красиве і корисне. Рильский М.

Однако Новалис не просто теоретик литературы, он - философ. Задуматься хотя бы над его размышления о смерти. Согласно его словам, выходит: смерть - есть рождение. Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что само рождение( привычное нам) - по сути своей смерть, ибо доказательством тому служит тот факт, что мы не помним себя до рождения. Рождаемся, выходя из тьмы, видим свет в конце туннеля и ощущаем боль, с которой спустя э-нное количество лет будет суждено уйти нам в неведомый нам мир. Кто знает каков он? И не приведёт ли тем же туннелем он нас обратно?

Смерть - это романтизированный принцип нашей жизни. Смерть - это жизнь после смерти. Жизнь усиливается, посредством смерти.

Лишь поэтическое в широком понимании слова окрыляет нас, позволяет временно покинуть тело, то есть забыть о тёмных потребностях плоти, чтобы причаститься к тайне бытия, узреть Бога и вновь вернуться к обыденности, пройдя катарсис.
Жаль лишь, что мысли Новалиса не оформлены в привычном понимании читателя. Однако есть другая сторона такой манеры письма: оно заставляет размышлять.
Уверевать в мифологизм романа, сказочный исток жизни. Автор призывает нас воспринимать жизнь как сказку, как миф, искоренять действительность, заменяя ее поэзией. Жизнь, по его словам, борьба поэзии с не поэзией. Такова диалектика по Новалису.
Применить его мысль хотя бы к религии. Библия, Коран, Махабхараты мифологичны и сказочных. Что говорить о мифах в чистом виде. Однако эти произведения - квинтэссенция бытия.
Согашусь с Новалисом:


Мне кажется, что состояние своей души я наилучшим образом могу выразить в сказке. Все является сказкой.

Комментарии


Интересная у тебя рецензия вышла) С творчеством этого человека не знакома, но думаю познакомлюсь)


Спасибо:-) Это издержки обучения на филфаке, если бы завтра не контрольная по нему, я бы тоже с ним не познакомилась.