Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

10 марта 2015 г. 19:28

2K

4.5

«Дело в жизни, в одной жизни, – в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!» Ф.М. Достоевский

«В этом мире всё превращается во всё, и если видеть в этом красоту – это романтизм» из неопубликованного



Ночь и день. Тьма, пронизываемая звездами, долгие часы густого мрака, в котором прячутся тени прошлого, бледная одинокая луна, обрывки сновидений и, наконец, рассвет, утренняя заря, солнечные лучи, рассеивающие туманную дымку, легкие облака причудливых очертаний, быстро сменяющие друг друга…

Вот так и впечатления от романа – ощущение виртуозной игры на оттенках эмоций, сплошные нюансы и подтексты, притягательная невозможность ухватить суть и четко сказать, что же было главным – слишком многое будет зависеть от времени суток, света Луны или Солнца.

Текст безупречен в стилистической красоте и, вместе с тем, лишен всякой избыточности. Ассоциации со стилем арт-нуво. Впрочем, неудивительно, так как книга написана в 1918 году о событиях, происходивших в 1911 году. Так могло бы быть, если бы в руки талантливого кутюрье попало старинное драгоценное кружево, и был бы придуман наряд, одновременно простой, благородный и элегантный, сочетающий красоту и функциональность, имеющий лишь один недостаток - подойдет далеко не каждой.

Определенно, полюбить романы Вирджинии Вулф проще знатокам и ценителям. Рассказывая внешне довольно простую историю о двух юных леди и двух джентльменах, Вирджиния Вулф опирается на традиции классической английской и не только английской литературы. Любовь автора к слову, к поэзии, к классике – это одна из самых интересных «любовных линий» романа. Данте, Шекспир, поэты-елизаветинцы, Александр Поуп, Свифт, Байрон, Шелли, Джордж Элиот, Бернард Шоу, Томас де Куинси, Ф.М. Достоевский – на страницах «Ночи и дня» встречаются десятки реально существовавших писателей и один поэт, придуманный автором. Персонажи не просто читают книги, они живут литературой, соизмеряют свои чувства и побуждения с ней, читают и пишут стихи и прозу. Читая роман, я понимала, что получила бы вдвое больше удовольствия, если бы лучше знала классику, и на будущее составила для себя список литературы. Быть может, натурам менее «книжным» «Ночь и день» покажется излишне литературной и, потому, скучноватой, но мне, с юности мечтавшей хоть разок оказаться в атмосфере кружка Блумсбери, не было скучно ни одной минуты.

Сюжет с любовными треугольниками, предложениями и помолвками, здравым смыслом и чувствительностью, гордостью и предубеждениями, доводами рассудка и голосом сердца отсылает к романам Джейн Остин. С романами Остин «День и ночь» роднит еще и ирония и мягкий юмор, описания второстепенных персонажей, которые «оживают», благодаря нескольким метко подмеченным особенностям, и живые диалоги.
Но если книги Джейн Остен можно сравнить с ясным солнечным днем или реалистичным пейзажами Джона Констэбла, то «Ночь и день» - это сутки с бесконечно меняющейся лондонской погодой, картина импрессиониста-пуантилиста, состоящая из сотен мелких точек.

Кэтрин Хилбери и Мэри Датчет влюбляются, принимают предложения или отказывают уже совсем не так, как это делали Элизабет Беннет или Марианна Дэшвуд, они хотят не «устроить свою судьбу», а прожить свою жизнь, почувствовать и осмыслить каждое мгновение, осуществить нечто, заложенное внутри. Если вы любите прямолинейных целеустремленных героев, всегда знающих, чего они хотят, и четко идущих к своей цели, то не беритесь за эту книгу. «Ночь и день» - совсем не про рациональное планирование, это в равной степени и мысли и импульсы, сознание и бессознательное, эмоциональные порывы и идеи, признание иррациональности и многогранности человеческой натуры. Если вы готовы принимать и любить людей разными – со слабостями, сомнениями, гордостью, ревностью, стремлением к счастью, со всем земным и небесным, то вы привяжетесь к Кэтрин, Уильяму, Ральфу, Мэри, чудесной миссис Хилбери, Кассандре и всем остальным, почувствуете, что при всех своих недостатках они удивительно красивы душой.

Изменчивая красота мира и человеческих душ, наряду с литературой, еще один важный сквозной мотив романа. Я не переставала изумляться необыкновенно живому восприятию автором природы, умением замечать и описывать малейшие изменения в атмосфере, находить красоту в обыденных сценах повседневной жизни. Такую удивительную гармонию между природным, естественным миром и эмоциональной жизнью персонажей я привыкла встречать лишь у японских авторов, но тем приятнее было удивиться.

Объяснение героев и обычный лондонский пейзаж глазами Вирджинии Вулф:

«Какое-то время они стояли молча, под ними река лениво ворочалась в своем каменном ложе, а серебристые и красные огоньки на ее поверхности то разбегались, разведенные неумолимым течением, то вновь сходились. Где-то вдали жалобно загудел пароход, словно хотел сказать, как тоскливо ему держать свой одинокий путь в густом тумане.»


Начало «дня», просыпающиеся настоящие чувства героев совпадают с весной, молодой зеленью и цветеньем деревьев в саду Кью, поэтому нельзя было сделать лучший выбор романа для чтения в начале марта. Теперь и меня переполняют желания и мечты. А теплый весенний ветер дает надежду на их воплощение в жизнь.

1 2

Комментарии


Надо попробовать, потому что

Если вы готовы принимать и любить людей разными – со слабостями, сомнениями, гордостью, ревностью, стремлением к счастью

я как раз учусь это делать)


Это почти классический английский роман, герои и героини в поисках себя, любви, счастья, думаю, тебе должно понравиться.)


Эх, хорошая у вас рецензия. Именно её прочтение сподвигло купить в марте именно этот роман Вулф. Ожидал нечто потрясающее.. В итоге, довольно смешанное чувство. Некоторые места в романе просто изумительны. Особенно ближе к концу. А в целом, чувствуется, что Вулф словно бы заканчивает оттачивать стиль и чувства перед главными своими шедеврами ( такое же чувство у меня было после " Униженных и оскорблённых".
В отличии от её других романов, тут впервые чувствуется, что писала именно женщина.

Ночь и день» - это сутки с бесконечно меняющейся лондонской погодой, картина импрессиониста-пуантилиста, состоящая из сотен мелких точек.

Как вы тонко подметили) Чувство природы у Вулф действительно изумительное.


Очень приятно читать такие комментарии. Значит, не зря отзывы пишу.)

В итоге, довольно смешанное чувство.

Это все же ранний роман, вы правы, и обыгрываются "женские" темы. Хотя их интерпретация, как мне кажется, уже не женская, а вполне человеческая.

Чувство природы у Вулф действительно изумительное.


Видимо, это обостренная чувствительность к любым, самым тонким моментам, это большой подарок для читателей, но автору жить было тяжело.


Про интерпретацию "женских тем" в общечеловеческом плане , вы правы. Я имел в виду несколько иное. Знаете, меня в своё время поразили слова Блока сказанные Ахматовой после прочтения ею стиха : " Стихи замечательные, но, такое ощущение, что вы пишете их как бы перед мужчиной, а нужно писать как бы перед вечностью и богом". Понимаете ? Вот поздние романы Вулф написаны именно перед вечностью и богом. Я вообще не очень люблю разделять женское искусство от мужского.
А может я допустил один из основных грехов в искусстве : я сравнивал.
Вот вы опять подметили тонкую вещь. Читателям приятно читать о таком проникновенном понимании природы и нежнейших изгибах души, но .. мы даже не представляем порой, какой дорогой ценой это обходится авторам. Чувствуешь ответственность перед чтением подобных книг. В них ведь душа вложена!


Я понимаю, что вы имеете в виду. Но, как мне кажется, сллова Блока можно и к нему самому отнести - так уж устроен человек, что не может сразу стать цельным и говорить с вечностью и с богом. Нужно пройти женское или мужское, и в этом женщинам сложнее, так как наш мир построен мужчинами и для мужчин.)
И можно сколько угодно говорить о том, "как нужно писать", получается у каждого ровно так, как можно, как есть силы. Почти вся романтическая поэзия - это продукт невротических переживаний, связанных с влюбленностями и т.п. (конечно же, несчастными и/или несбывшимися).

Я недавно прочитала дневники Вулф, по сути её жизнь состояла из работы и преодоления, прямо-таки реализованное на практике "душа обязана трудиться".


Нужно пройти женское или мужское, и в этом женщинам сложнее, так как наш мир построен мужчинами и для мужчин.)

Кстати, именно в этом контексте я и выразил свою мысль) Вы правы, женщинам в этом плане сложнее. Зато какие плоды ! Зрелая Вулф, Цветаева, Дикинсон... мужчинам бы многому следовало у них поучиться.
Разумеется, и у Блока и у всех писателей есть не очень ровные произведения. К ним ведь нужен и особый подход. Потом перечитаю "День и ночь" спокойно, и у верен, эта книга понравится мне больше.
Ну да, вся романтическая поэзия связана с невротическими переживаниями ( в этом вообще формальный корень всякого глубокого искусства). Но это ведь формальная её часть. Каждая эпоха давала свою встряску для нервов, коей поэты и пользовались.

А я вот только-только приступаю к её дневникам. Но я уже знаю, что отношение к искусству у неё было более чем правильное. Тут некое желание повенчать искусство, жизнь и её тайну. Она ведь и умерла почти по всем жанрам искусства и трагедии.


Зрелая Вулф, Цветаева, Дикинсон...


А к этому списку отношу и Джейн Остин, и Айрис Мердок, и Сири Хустведт... )

Совершенно не обязательно, чтобы понравился роман "Ночь и день".) Меня, например, "Орландо" не "цепляет", всегда относилась к нему как к затянувшейся игре автора, а другие вещи очень люблю.

Дневники замечательные. Жаль только, что неполные, это тот случай, когда было бы очень интересно и о жизни читать, не только об искусстве.


А к этому списку отношу и Джейн Остин, и Айрис Мердок, и Сири Хустведт... )

Я к этим именам только ещё подбираюсь) Хотя, у каждого человека есть пристрастие "округлять" талант своих любимых писателей до нечто гениального)

Да я и не говорил о том, что "День и ночь" обязательно должны мне понравиться. Многие страницы ведь более чем понравились. Понимаете, иногда чувствуешь, что произведение могло дать тебе больше, чем ты от него взял. Ну, например, Фета нельзя читать в жару ( но тот же сыр Фета, в жару очень даже вкусен)). Вот так и с Вулф. Некоторые книги требуют особого подхода. Или у вас такого не было ? Что касается "Орландо", то Набоков не просто так раскритиковал этот роман. Любил он набрасываться на то, что ему в некотором смысле близко.

Да, я наслышан о том, что в этих дневниках большой крен в сторону искусства. Но разве искусство, не зеркало жизни?)
Я уже присматриваюсь к хорошей биографии Вулф.


Хотя, у каждого человека есть пристрастие "округлять" талант своих любимых писателей до нечто гениального)


Возможно. Хотя у меня если писатель любимый, но уже совершенно не важно, гениальный он или нет. Это как с людьми, наверное.)

Некоторые книги требуют особого подхода. Или у вас такого не было ?

Было и не раз. Даже с Вулф, я начинала "По морю прочь..." студенткой, лет в 19, не прониклась совершенно, а перечитала в 34 года - совсем другое дело.)

Что касается "Орландо", то Набоков не просто так раскритиковал этот роман.


Интересно, надо будет найти это.

Я уже присматриваюсь к хорошей биографии Вулф.


Если найете, дадите сигнал?)


Хм, интересно у вас вышло с " По морю прочь". Наверное, ранние произведения писателей требуют от нас более глубоких и цельных размышлений более зрелого возраста.)

Если найдете, дадите сигнал?)


Ну да, конечно) Вот только если вы найдёте что-то хорошее, то маякнёте ? С биографиями ведь не шутят)


Хм, интересно у вас вышло с " По морю прочь".

Думаю, весь секрет в том, что я в свои 19 ощущала себя взрослой и не могла понятть, почему это Рейчел в 24 такая странная )))

Если найду. обязательно поделюсь.)

1 2