Больше рецензий

Risha7

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2015 г. 20:28

2K

4

Книга понравилась простотой изложения и подробным объяснением упражнений. Медитация рассматривается как часть общей системы работы над собой, а не как религиозный ритуал. Можно использовать медитацию как способ ежедневно наводить порядок в мыслях, можно для духовного роста, можно для улучшения состояния здоровья. Цель может быть разной, а вот результат неизменно должен быть положительным.
Энди Паддикомб обучался в буддистких монастырях, но на каком-то этапе решил вернуться к обычной жизни и научить желающих медитировать, чтобы благодаря этому они могли стать более гармоничными людьми. Автор хочет сделать ее доступной и практичной в современной жизни. И это вполне реально.
Конечно, заниматься нужно ежедневно. Достаточно 10 минут в день. Мозг обладает очень выгодным свойством – нейропластичностью. А это значит, регулярные занятия чем-либо, даже не очень долгие по времени, формируют новые нейронные связи и расширяют функциональные возможности. Медитация помогает немного перестроить сознание, позволяет научить мозг «пассивно созерцать», избавиться от привычки контролировать все и вся - и в итоге, сформировать состояние естественного отношения к миру.

Также стоит обратить внимание на осознанное отношение к событиям, происходящим здесь и сейчас. Следует сосредотачиваться на том, что происходит в данный момент. Если человек ест, то буквально пытаться уловить оттенки вкуса, запаха. Если идет привычной дорогой – отмечать гул улиц, обращать внимание на пешеходов, проходящих мимо. В свете этой информации очевидным становится факт, что наблюдательные люди, которые замечают какого цвета глаза у собеседника и могут сообщить другие приметы человека, и какие вывески висят на домах, или кто живет в соседнем подъезде, живут более осознанно, чем другие, которые на такие мелочи не обращают внимание.
Хороший старт для начала. Можно рекомендовать всем, интересующимся данной темой. Написано понятно. Есть упражнения, объяснены типичные ошибки. Полезная и нужная книга оказалась.

Игра «Спаси книгу – напиши рецензию».

Ветка комментариев


То есть, во время чистки зубов не обязательно, как призывает автор, сосредотачиваться на ощущениях (вкуса, запаха и т. п.), а можно думать о чем-то отвлеченном, лишь бы это было осознанно? Или, например, я занимаюсь кошением травы. Перемещаю триммер то влево, то вправо, но при этом осознанно возвращаю внимание к поиску решения проблемы с поломкой автомобиля. Переключаю внимание на кошение настолько, насколько необходимо и снова размышляю об автомобиле. Это верный подход?

Приведу еще один пример. Утрированный, но позволяющий лучше понять тему. Десять лет я ходил по одной и той же улице на работу и не обращал внимание на вывески магазинов, людей, которые мне встречаются и архитектуру домов. Все это время был погружен в какие-то мысли (осознанно или нет). Теперь же, практикуя осознанность, я целенаправленно сосредотачиваю свое внимание на решении рабочих проблем по пути, что в одну, что в другую сторону. Но по-прежнему не замечаю вывески магазинов, прохожих и внешний вид домов. Второй подход верный, а первый нет. Правильно? )


В идеале должно быть так - косите траву, думаете о кошении травы, чистите зубы - сосредотачиваетесь на вкусе зубной пасты и движении щетки во рту, идете на работу - обращаете внимание на дорогу, вывески магазинов, людей. И так в каждый отрезок жизни. Это в идеале.
Но дело в том, что мысли свои не всегда удается держать под контролем. Если человек десять лет ходит одной дорогой, а на окружающее не обращает внимание, все время погружен в себя, то имеет место быть, скорее всего не размышления о проблеме, а чрезмерная умственная жвачка, когда мыслями возвращаешься к одним и тем же раскладам, а конструктивного размышления очень мало. И вот для того, чтобы избавится от внутреннего напряжения, фиксации на ситуациях, нужна медитация (состояние не ума). Ее нужно специально практиковать ежедневно. Регулярно практикующий медитацию постепенно упорядочивает свое умственное и физическое состояние, начинает более осмысленно и легко находить выходы из сложившихся ситуаций, он не будет напряженно размышлять над проблемой, потому как отношение у него к проблеме будет более спокойное. И тогда человек, без особого усилия, будет присутствовать здесь-и-сейчас в дороге, при кошении травы и тд.

Это такая эталонная модель. Пока этого нет, если сложно сосредоточиться на текущем действии, то можно себе позволить размышлять о проблеме, но делать это сознательно, и при уходе мысли в другую сторону - возвращать ее к поставленной задаче. Это я бы предлагала для домашних скучных дел, когда надо их сделать, так хоть подумать в это время. А вот когда идешь по дороге, лучше все-таки "присутствовать" и обращать внимание на окружающую действительность.
Таким образом нужно: медитация (ежедневные упражнения)+осознанность в повседневной жизни. Два в одном. Одно без другого не сработает в полной мере.
Все это мои интерпретации, то, как я понимаю медитацию и осознанность.


Мне показалось, что вы противоречите своему первому ответу мне. ) Сначала вы сказали, что нет проблемы в том, чтобы осознанно обдумывать решение задачи находясь, например, в вагоне метро. А теперь говорите, что при кошении травы нужно думать о кошении травы (то же с чисткой зубов). Именно про это и было мое первое сообщение. В этом и противоречие: если мы находимся "здесь и сейчас" (в вагоне метро, занимаемся кошением травы), то нам предлагается отказаться думать о решении какой-то проблемы. И когда о ней думать? Только специально выделив время? )

Ощущение, что подобное мое представление об этом ошибочно и побудило меня задать вопрос. В первом ответе вы стали это отрицать, а во втором, наоборот, подтверждать.

Давайте я приведу более конкретный пример.

Мы с вами друзья и коллеги и вчера поругались. Сегодня я иду на работу, где мы увидимся и специально (осознанно) думаю о причинах ссоры. Взвешиваю "за" и "против" и понимаю, что я виноват и нужно извиниться. Придя на работу я осуществляю задуманное - мы миримся.

Всю дорогу я был сосредоточен на решении проблемы в наших отношениях и не был "здесь и сейчас" относительно происходящего на улице, лишь переключал внимание, когда это необходимо, чтобы избежать возможных проблем (смотрел по сторонам, пропускал транспорт пересекая дорогу и т. д.). Исходя из вашей интерпретации материала, так делать нельзя? От этого нужно отказаться и думать только в специально отведенное время?

Надеюсь, что не утомил вас. ) Я всего лишь хочу более ясно представить, как это должно быть на практике.


Да, некоторые расхождения в двух ответах есть, ведь я такой же неофит, как и вы. И мои ответы не являются истиной в последней инстанции. Во втором более точный подход, для продвинутых. И уточняю в нем же, что если пока сложно сосредоточиться длительно, то вполне можно практиковать за неким рутинным занятием осознанное размышления о текущей проблеме. Ну мы же не роботы, если дорога занимает длительное время, то почему бы рационально не разделить время? Текущие бытовые ситуации (как в вашем примере) отнюдь не требуют столь мучительного размышления всю дорогу. А если-таки размышляется всю дорогу само, то это называется умственная жвачка, и с этим следует поработать и несколько ограничить во времени, сознательно переключаясь на дорогу.
А вообще, не очень корректно говорить, что что-то нельзя делать. Можно. Это всего лишь рекомендации, которые стоит взять на вооружение и применять в удобном для себя режиме. Если я вам скажу, что нельзя два часа идя на работу думать ни о чем другом, кроме дороги, вы так и будете делать? )) Смысл в том, чтобы максимально часто действовать и думать осознанно. Сколько по времени это будет занимать - 10 минут или вся дорога, это уже на ваше усмотрение. Пробуйте, читайте, ищите для себя комфортный вариант. :)
Не могу сейчас уточнить конкретно в этой книге, нет ее под рукой. Есть еще книга на тему осознанности, авторы М. Уильямс, Д. Пенман "Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире". Возможно, там объяснено подробно.