Больше рецензий

Elfarran

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2015 г. 23:42

291

4

Когда читаешь биографии ретро-див и блистательных красавиц 20 века, невольно вздыхаешь: " Ах, какие женщины!". Есть ли такие Женщины в наше время? Такие, которые " чаруют все и вся", которые "за всю жизнь не встретили не только ни единого отказа, но даже тени сопротивления"?
Да, безусловно, и сейчас есть красивые, даже ослепительно красивые актрисы, модели, певицы. Но вот Дивами большинство из них назвать не поворачивается язык.
А ведь Лиля Брик даже и не была ни актрисой, ни моделью, да и, по правде сказать, не отличалась идеальной внешностью. Она была талантливой и творческой личностью, но особых заслуг на ниве искусства не имела, будучи весьма скромной актрисой и скульптуром. Будь она всего лишь музой Владимира Маяковского, это не отличало бы ее от многих других женщин великих мужчин. Однако за ее благосклонность сражались известнейшие люди 20 века, даже тогда, когда она давно оставила юность позади, Ив Сен-Лоран восхищался ей, как легендой, когда Лиле было далеко за 80, даже Ахматова, которая на дух не переносила ни Лилю, ни ее "модный салон", всегда отдавала ей должное как невероятной женщине. Так в чем же ее феномен?
В том ли, что она всегда была верна себе, ни подстраиваясь ни под вкусы, ни под ожидания окружающих, за то, что она боролась до конца за то, во что верила, за то, что сумела выжить и остаться собой во времена тоталитарного режима? Возможно, за то, как безошибочно она угадывала талантливых людей и вдохновляла из на литературные и музыкальные шедевры? Возможно, в том, что всегда и везде, в любой ситуации, она прежде всего оставалась Женщиной?
Автор старается рассмотреть все возможные и невозможные точки зрения, приводит множество свидетельств современников, друзей и недругов Брик, строит множество гипотез, не забывая, при этом, уточнять, где именно он строго придерживается фактов, а где всего лишь пытается восполнить нехватку данных, вызванных огромным количеством правок и переписываний личных воспоминаний всех участников тех событий. К сожалению, многие письма и дневники, включая Маяковского и самой Лили Юрьевны, действительны неоднократно подвергались беспощадной правке, вызванной тем фактом, что они жили в страшное и трагическое время - время "ГУЛАГа и постоянного страха за свою жизнь".
Автор прекрасной передает ту атмосферу, уделяя много внимания сложным судьбам великих современников Лили Брик: Мейерхольда, Пастернака, Гумилева, Шостаковича, Ахматовой и многих других. Ибо невозможно понять по-настоящему несгибаемый характер этой женщины-легенды, если не знать, в какое нелегкое время она жила.
Однако политические подробности ничуть не мешают автору попытаться полностью раскрыть для нас личную и творческую жизнь Лили Брик. Аркадий Ваксберг очень подробно и, насколько возможно, объективно рассказывает и о нелегких, фатальных, но, несомненно, фантастических в свой абсолютности и преданности, отношениях Маяковского, Лили, и ее мужа, Осипа Брика. Их скандальный триумвират, до крайности омраченный самоубийством Маяковского, породил множество сплетен и слухов, в природе которых и пытается разобраться автор, как возможно, деликатно.
Одно несомненно - Лиля Брик была великой любовью Владимира Маяковского. Не могу не привести знаменитые строки поэта: "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь."
Написана книга прекрасно, и очень сложно растянуть ее прочтение на несколько дней, настолько она интересна и насыщенна.
Строго рекомендуется к прочтению не только всем, кто интересуется судьбой и удивительным феноменом Лили Брик, но и всем тем, кому небезразличны судьбы российской интеллигенции в нелегкие времена Советской власти.

Прочитано для Долгой Прогулки, команда Монте-Кристо