Больше рецензий

ukemodoshi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2015 г. 12:13

2K

4

Жил-был молодой грек, который был не так уж молод – немного за тридцать, - незлобив, хорошо образован и совершенно не знал, куда приложить распирающие голову знания. На дворе к тому же было начало прошлого века, в воздухе витали идеи равенства и братства, а восточная мудрость начала давать первые ростки на измождённой европейской почве. Друзья нашего героя были такими же неприкаянными романтиками, разбредшимися по свету, а с женщинами у него не ладилось: желал он их, но боялся, и, переваливая с больной головы на здоровую, считал коварными хищницами. К богу его тянуло – а религия отвращала, простой люд привлекал – и был совершенно непонятен. Хотелось взяться за работу – и принялся он почему-то растранжиривать наследство на дело, которого совершенно не знал и знать не хотел. В общем, остаться бы этому любителю чтения вечным студентом, спорить об искусстве и о том, как обустроить Грецию, ходить по музеям и вздыхать о незнакомках в белых летних платьицах, но он решил посмотреть на «настоящую» жизнь –и хлебнул сполна.

На своё то ли счастье, то ли несчастье, он встречает Зорбаса – свою полную противоположность. Немолодой, необразованный, зато вечно бодрый и фонтанирующий собственного сочинения идеями по любому философскому вопросу, бродяга и авантюрист, он взваливает на себя все рабочие вопросы, варит супы и учит нашего героя премудрости. А премудрость Зорбы заключалась, кажется, в том, чтобы радоваться всему, что ни попадётся ему на жизненном пути, и хватать это покрепче: есть работёнка – отлично, будем есть от пуза! Нет работы? Вот и хорошо, можно брести, куда глаза глядят! Встретилась красавица? Повезло! Дурнушка? Ну, тем нежнее будет! Нравится, как музыкант играет? Попросись в ученики! Хочешь милостыню дать? Сыпь всё, что есть! А приходится воевать и убивать? Вот и повод проявить удаль и смекалку! Даже бог у него – такой же Зорбас, только огромный, и только хохочет да пританцовывает, когда люди делают, что им в голову взбредёт. Так и хочется упрекнуть Зорбаса в том, что он безответственный повеса, но, если подумать, везде он находит тех, кому нужен таким, какой есть, а люди иного склада от него небось отскочат, как масло от воды, да и сами не заметят.

И вот эти двое едут в критское захолустье и там становятся особенно близки: несмотря на их несхожесть, оба со своей тягой к неизведанному и своеобразной моралью совершенно непонятны местным жителям. Сами они здесь чужаки и знакомства-то заводят по большей части не с почтенными селянами, а с «отщепенцами»: престарелой актриской, вдовой с плохой репутацией, деревенским дурачком. Увы, работает Зорбас вдохновенно, но на огроменный авось, и быстро начинаешь чуять, что предприятию недолго жить. Что не мешает этой парочке друзей с пользой и удовольствием провести отмеренное время в разговорах о боге, женщинах, смысле жизни и танцах на песке, столкнуться с любовью, триумфом, смертью, а после попировать горячим жирным барашком на руинах общего дела.

Если подумать, никаких моих ожиданий книга не оправдала: я ожидала тихой радости и полнокровного веселья, остро-солёных и приторно-сладких греческих яств и...и, кажется, чтобы Зорбас стал мне кем-то вроде проводника, подбадривающего на жизненном пути и утишающего страхи. Этого не случилось: книга скорее грустная. Зорбасом нельзя стать – не стал им и наш герой – с таким лёгким и бесшабашным отношением к жизни можно только родиться. Да и порой оторвёшься от книги и чешешь затылок: а нужно ли оно мне такое, зорбасовское счастье?

Ещё оказалось, что на Крите полно как прекрасного, как первые листочки на смокве, так и противного, как морщинистые шеи старух, и хоть автор не скупится на описания, предпочтения приятным вещам он отнюдь не отдаёт. А греческий народ и вовсе показывает здесь свою тёмную сторону – жадную, жестокую и охочую до крови. По прочтению я часто вспоминала трилогию о Корфу Даррелла – какие там показаны легко живущие, лучащиеся добром и теплотой люди. И это – один и тот же народ примерно в одно и то же время?.. Казандзакис лучше знает своих соотечественников, или красота в глазах смотрящего?..

Но, подводя итог, назвать книгу плохой никак не поднимается рука – теперь, глядя на иных людей, я буду невольно думать «Ну, вылитый Зорбас! Что с тебя взять!» или «Вот мечтатель, прямо Казандзакис!», настолько удачными, яркими и цельными получились характеры героев.

Ну а напоследок хочется поделиться: самое приятное и радостное, что есть в книге, отчего я так хотела её прочитать, кажется, всё сосредоточено вот здесь и далее по списку. Всё это так смягчает впечатления: красивый-красивый Крит, ячменные булочки, жареные кальмары!

Комментарии


Спасибо, Дина, хорошо как написали! :)))


Вам спасибо! Противоречивые чувства книга вызывает, так что пришлось всё расписать:)


Прекрасная рецензия! Я удивилась, что это тот самый Казандзакис, который и "Последнее искушение" написал. С трудом дочитывала ту книгу - такой она показалась скучной и пафосной.


"Искушение" не читала, но я вообще стараюсь держаться подальше от всяких религиозных трактовок и перепевок. Казалось бы: придумай какого-нибудь своего пророка и вложи свои мысли ему в уста, но нет... Впрочем, учитывая, что в "Зорбе" главный герой пишет книгу о Будде, тема святых людей явно автору покоя не даёт:)


Похоже на то. В "Последнем искушении", по сути, никакой трактовки и нет, просто плоский и многословный пересказ известной всем истории. Одним словом, не рекомендую :)


показывает здесь свою тёмную сторону – жадную, жестокую и охочую до крови. По прочтению я часто вспоминала трилогию о Корфу Даррелла – какие там показаны легко живущие, лучащиеся добром и теплотой люди.

Это ж разные острова!=) Сильно разные. Не знаю, в силу ли истории (я склоняюсь к такому мнению) либо еще чего, но единая Греция на современной карте понятие еще настолько молодое, что не ждите от них одного менталитета. У них даже на одном острове существуют в разных деревнях такие диалекты, что один другого может и не понять, если будут использовать слова исключительно своей деревни. Если смотрели "Их Италия" Познера, ВВ там в финале делает вывод про Италию, который как будто вообще про Грецию). И помимо этого, греки ужасные критики самих себя. Верю, что Казандзакис все нарисовал такими красками.

Стыд мне и позор, я до Казандзакиса вообще не могу добраться, хотя еще в универе была бы обязана прочитать. Спасибо за прекрасную рецензию! Она однозначно меня подталкивает в нужную сторону.


Вы, вероятно, правы:) К тому же я списывала многое на то, что у Крита борьба с турками и всевозможные связанные с этим потрясения были ближе по времени, чем на Корфу, где народ уже "расслабился" и смягчился. Всё-таки жизнь в страхе добронравию не способствует:( Но я как раз перед этим читала книгу "Чаша и клинок", где восхвалялась древняя минойская цивилизация за равенство полов, и после этого читать про моменты притеснения женщин было особенно грустно: типа, вот, прошли тысячелетия, а стало всё ещё хуже, чем было:(


Не-не, вы за них не переживайте. Это у них был всплеск целомудрия в прошлом веке. Теперь все вернулось на круги своя и даже больше. Греческие женщины такое отжигают! Теперь это скорее "Страна водяных" Акутагавы. Хотя чего это я, по родосским сужу. Но, судя по сериалам и собственным наблюдениям, по всей Греции приблизительно такая же ситуация=)