Больше рецензий

sovin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2015 г. 19:08

120

3.5

Наконец-то я прочитала "Лавку древностей". Конечно, "Большие надежды" сумели вызывать эмоции посильнее. Зато на протяжении всей книги размышляла о том, как же хорош экстерьер Лондона в своих контрастах, щедро предложенных читателю. Густые сумерки, туманные потёмки, мрачные закоулки трущоб. Там чувство голода, объедки на столе, холодные каморки - бессловесная людская нищета. И тут же рядом - блеск витрин, изящные манеры, движение и голоса всех тех, кто обрел здесь хотя бы относительное благополучие. На этом фоне возникает дикая беспомощность перед неустойчивостью всей этой городской конструкции.

В тот день даже в самых сухих, возвышенных частях города было неуютно, темно, сыро и холодно. Здесь же, в этой болотистой низине, густой плотный туман заполнял все щели, все уголки. На расстоянии двух-трех шагов ничего не было видно. Сигнальные огни и фонари на судах не могли рассеять этот покров тьмы, и, если бы не острая, пронизывающая сырость.

Роман до краёв наполнен колоритными и странными персонажами. Большинство из них - злодеи. Самые отпетые получают в конце по заслугам, но это не утешает. Злоумышленники всласть успели поиздеваться над остальными. Заострить внимание хочется на одном "сущем дьяволе". Это карлик Квилп. Пожалуй, самый отвратительный персонаж в романе. Его гротескное, возмутительное поведение приводит в бешенство. Очевидно, что он не дружит с головой из-за врожденного уродства. То беспричинно начинает визжать, то корчит жуткие рожи, то грозится всех покусать. Безумно порочный, склонный к любым извращениям и проявлениям маргинализма - этот убийца внушает окружающим первобытный страх. Пример тому - его жена, кроткая миссис Квилп. Карлик имел свои собственные методы воспитания. Однажды заставил свою женушку просидеть на стуле всю ночь напролёт, не шевелясь и не смыкая глаз. Видимо, подобные сцены экзекуции практиковались им ни впервые. Однако, подобные выходки почему-то сходят ему с рук. На протяжении романа все молчаливо терпят и ненавидят Квилпа лишь за глаза. Никто так и не решаетя вступить с ним хотя бы в словесную перепалку. Возникает мысль: неужели за всё время не нашлось ни единого человека, который отвесил бы ему крепкий пинок. Ведь пинок напрашивается изначально! Удивительно, но никого не нашлось. С таким нелюдем даже живым не под силу расправиться, только морю... Силы природы приходят на помощь человеку в сокрушении зла.

Заметила, что у Диккенса герои всегда или положительные до крайности, или откровенные мерзавцы. Одна из светлых сторон - это Кит Набблс. Мальчик с добрым сердцем умеет дорожить семейными и духовными ценностями. Но даже его милый образ не может противостоять угрозе, таящейся в лице Квилпа. Зло выбирает себе еще двух жертв - малышку Нелл и ее дедушку. Они обречены. Явные намеки карлика в сторону маленькой Нелл носят окраски сводничества и проституции. Ломается жизнь, рушится и без того хлипкая "лавка древностей" двух людей - им остается в отчаянии отправиться на улицу и спасаться бегством.
После лондонская часть сюжета сменяется калейдоскопом бесконечных скитаний, пыльных дорог и ночлегов под открытым небом. Сомнителен и круг бродячих циркачей, и дом восковых фигур. Внезапно пробуждаются пороки - страшный недуг азарта посещает дедушку и чуть ли разом не губит их призрачный приют. Какие только страхи не испытывает при этом нежная и хрупкая Нелл. Опять дорога. Фатальная развязка ожидаема. Свет угасает. Особенно, когда большая часть времени проводится среди могильных камней. Жребий ставится очевидным. Ведь неестественно, когда юность каждый день соприкасается с душами умерших детей. Красивых, мёртвых и безмолвных.

Получилось, что в параллель я читала книгу о повседневности викторианской Англии. В том числе многие характеристики приводились из Диккенса, настолько точно его очерки соответствовали духу того времени и раскрывали характеры людей. Красочно описаны трущобы Сент-Джайлса. Историческое местечко получается. В данном случае это не художественный вымысел Диккенса. Именно там в 1817 году Томас Даггин содержал школу юных воров, а сейчас... там бродят тени еще двух негодяев. Под занавес судьба хорошенько наказала невиданных стяжателей. Это стряпчий Самсон Брасс и его сестрица-скряга Салли. Раньше они неплохо напивались вместе с Квилпом и строили преступные козни. А теперь при виде их омерзительных лохмотьев шарахаются случайные прохожие.

...в самых глухих закоулках Сент-Джайлса с наступлением сумерек стали появляться два жалких оборванца. Сгорбленные, дрожащие от холода, они слонялись по улицам, разыскивая отбросы и всякую завалявшуюся дрянь в канавах и на мусорных свалках. Эти фигуры можно было видеть только в самые холодные, мрачные ночи, когда страшные призраки, ютящиеся в грязных трущобах Лондона, - живое олицетворение Недуга, Порока, Голода, - решаются выползать на улицы из-под арок мостов, из темных подворотен и подвалов .

Но эти двое вполне заслуживают подобного конца.

Прочитано в рамках "Игра в классики. Тур № 3 ход 4"