Больше рецензий

7 февраля 2015 г. 08:44

429

4

Наверное, книга, которую перечитываешь уже, кажется, шестой раз подряд, с полным правом может называться любимой - такие вещи порою совершаюися неосознанно:) Да, пожалуй, в этом можно признаться хоть самому себе. Да, разумеется, "закатный роман" Михаила Афанасьевича не завершён. Полученные знания филолога, книги комментариев к этому произведению и сама биография показывают, что не успел завершить он завершающей, лакирующей работы над текстом. Ну так что ж, это обстоятельство было известно заранее в связи со "внезапной смертностью" человека, о которой автор предуведовил нас ещё в самом начале. Вместо придикривой критики, посмотри лучше на свою, ещё менее завершенную, работу и, помня о "внезапности", постарайся завершить её как можно полнее.

Но несмотря на незавершённость работы, я благодаря годам учения на программе "Литература" также хорошо вижу и все её достоинства, игру с историей, библией, подмигивания своим литературным друзьям и предшественникам - не только очевидному всем Гёте, но и Пушкину, Достоевскому и т.д. - и тому подобные. Временами на выручку приходит и собственная эрудиция и интуитивное знания, не отражённые в комментариях исследователей, что придаёт чтению особеннуые радость и чувство сопричастности тайне. Эти вечные исторические реалии вроде "вежливых людей" так близки нашему времени и по сей день.

Знание о том, как много порой приходится писателю перелопатать дополнительной литературы, собрать материалов (а у Булгаковых была даже отдельная книжеца с заголовком "Материалы к роману"), сколько вариантов было прежде, даёт полное право утверждать, что сочинение подлинно хорошего произведения, как впрочем, и его глубокое понимание - труд далеко не меньший, чем составление или анализ формул и уравнений... Понимание же на примере этого романа метода работы с прототипами весьма обогощает писательский инструментарий. Разумеется, всед за этим приходит и осознание тех многих глубоко личных мотивов, вплетённых в совершенно разных, даже порой второстепенных героев. Так, крайне показателен пример с буфетчиком, которому писатель дарит своё собственное ощущение скорой смерти и предписывает вручить тридцать серебренников своим коллегам-предателям из врачебного братства.

Поистине этот и подобные ему примеры во многом размыкают понимание многих сторон и фигур романа, включая уже набившие всем оскомины знаминитые цитаты, подлинный смысл которых впрочем, более поверхностному читателю останется не ясным. Пожалуй, только истинно любящий читатель, подобный преданной Мастеру Маргарите, сможет глубоко понять написанное и донести это до потомков, как это сделала Е.С.Булгакова.