Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2015 г. 21:54

535

3.5

картинка metaloleg


Я уже читал одну из книг серии "Великий час океанов" известного французского писателя-мариниста Жоржа Блона, про Тихий океан . Эти книги раз в пару лет попадаются на букинистических развалах, в них едва ли есть что-то принципиально отличающееся от соответствующих описаниях путешествий в Википедии, так что главное в них - литературный талант автора, описывающий хорошо знакомые по другим источникам экспедиции как захватывающую театральную пьесу, где на фоне декораций живой природы, Человек играет смертельно опасную роль покорителя высоких широт.

В Полярных морях показана европейская точки зрения на открытия в Арктике и Антарктиде, посему в идеологически правильных предисловии и послесловии француза аккуратно укоряют за не информированность о русских открытиях в ходе исследований побережья Северного Ледовитого океана, упомянуты разве что имена Семена Дежнева и Витуса Беринга. Зато европейские попытки начиная с самых ранних, экспедиции Уиллоби, Ченслера, Фробишера, Баренца, Гудзона, Парри и других описаны вполне подробно и были бы весьма интересны в свое время советскому читателю, ведь информации о попытках англичан, французов, голландцев в XVI-первой половине XIX века пробраться Северо-Западным или Северо-Восточным морскими путями в Тихий океан было не так много, я вот вспоминаю, что про экспедицию Франклина, впервые упомянутую у Жюль Верна , прочитал уже в середине 90-х. Потом, во второй половине XIX века вектор книги неуловимо сменяется. Ведь основной идеей серии автор считал рассказы о путешествиях на кораблях ради неведомых земель, но высокие широты вносили собственные коррективы, и путешественники, бывало, бросали свои вмороженные суда и пускались в путь на нартах с собачьими упряжками или на своих двоих, так что про покорение Антарктиды Амундсеном и Скоттом тут написано мало - это вне интересов автора, в отличии от одиссеи отряда Эрнеста Шеклтона в Море Уэделла. А тем временем технический прогресс позволил человеку уже летать к полюсам - и в книге подробнее из всех других источников, с которыми я знаком, описана самоубийственная попытка полета Саломона Андрэ к Северному полюсу на воздушном шаре, первые попытки использования авиации в полярных районах, экспедиция Нобиле на дирижабле "Италия". Заканчивается книга описаниями экспедиций Бэрда в Антарктиде, советскими станциями на дрейфующих льдинах и почему-то главой о злоключениях моряков с разгромленного конвоя PQ-17. В целом, как научно-популярная литература о путешествиях, книга не утратила своего значения по сей день, особенно как начальная ступень ознакомления.