Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2015 г. 19:40

4K

5

Не знаю, смогу ли я вообще читать.
Вот уже неделя, как я закрыла "Пирамиду" на последней странице, большой срок. И я пытаюсь, пытаюсь открыть что-то другое, открыть классику, мемуары, что-то гарантировано качественное, но...
Ты насыщаешь взгляд, как тело – хлеб, Как влага освежающая – землю…

Да, пожалуй только так я могу передать мое состояние. Сытость.
"Пирамида" - абсолютный максимум того, то можно получить от чтения - интеллектуально, эмоционально и прочая, прочая.
Роман огромен, как гигантская секвойя и не может быть целиком вмещен в сознание. Ничего не могу сказать о нем в целом. Сознание способно только ухватывать краешки, детали, ассоциации.
Давайте начнем совсем с простого. Помните магов и волшебников Лукьяненко? Слабые умеют пользоваться простыми заклинаниями, сильные сложными, но Абсолютные не пользуются ничем. Они работают с чистыми потоками энергий, обходясь вовсе без заклинаний.
Леонов в своей "Пирамиде" вышел на такой уровень мастерства, когда не суть важен стал сюжет, герои, стиль, язык, диалоги - идет поток энергий, свивающихся и борющихся.
Говорят, посещая выставки Марка Ротко, люди вдруг начинают рыдать у его картин от взрыва эмоций. Вы видели его картины? Зайдите, посмотрите в интернете. Вот и роман такой. Поверьте, вы захлебнетесь от слез.
Единственный, с кем можно поговорить (мысленно, конечно) о романе - Дмитрий Быков. Как сам он шутит, он один из трех человек в мире, этот роман прочитавший. И прочитавший лекцию о романе. Убить его готова за каждое слово в этой лекции. За каждое наглое, лживое, самодовольное, хвастливое, поверхностное, ублюдочное слово. Все неправда! Но и полюбить его в очередной раз готова за эту же лекцию. За то, то прочитал, оценил, рассказал, понял (почти).
Но не будем долго задерживаться на посторонних лицах, перейдем к моим сумбурным впечатлениям. Других все равно не предвидится, я не дотягиваю до этого уровня.
Ангел Дымков, попавший на землю по воле и силе Дуниного воображения. Самое не-человеческое существо из тех, что когда-либо были описаны в литературе. Понять насколько не-человеческое можно только прочитав и вдруг поняв, что все читанные до этого инопланетяне до смешного человечны.
Вадимушка... самое жуткое в моей читательской биографии описание заживо вернувшегося покойника. Кадавра.
Дуня - нежная, неземная, почти святая девушка. Как же она - при всей своей чистоте - низменна и жестока рядом с настоящим ангелом. Как готова употребить, погубить его ради спасения брата. Совсем по-человечески.
Юлия. Блистательно описанная червоточина победительных женщин. Их неспособность произвести на свет нечто талантливое. Отсутствие такой малости - способности творить, создавать. Обидно, рождена блистать на экране - но не может туда попасть из-за более чем очевидной бездарности.
Отец Матвей - жалкий, неловкий... центр духовной вселенной. Не потому, что умен или силен. Потому... не знаю почему. Добр? Любящ? Да мало ли таких... Или просто потому, что отец? Священник?
Никанор. Человек-скала. Надежная опора близких, оплот. Не верит в существование потусторонних сил. Краеугольный камень о который споткнулся сам профессор Шатаницкий (да-да, сам дьявол).
Фигура Автора. Этот вырвет свой сюжет, свой роман хоть у дьявола из пасти. Ну, так примерно и вышло.
И многие, многие другие. Жертвы и палачи. Дети, старики, энкэвэдэшники, режиссер, Сталин, наконец.
Да, нет. Я не смогу передать про что это. И сюжет тут не при чем. А сами вы вряд ли прочитаете.
Так вот и конец тут настал рецензии. Пойду, лучше, еще цитат натаскаю.

Комментарии


После ваших рецензий на Леонова хочется наконец-то с ним познакомиться)


спасибо)


Здорово! :)

Я тоже , начитавшись Быкова собираюсь прочитать этот роман, но я еще долго буду собираться, а ты уже одолела эту махину, потрясающе! :)


Инна, рада ужасно этому! Читала полтора года, Начинала только раз пять - не так-то легко проникнуть внутрь романа. Но он реально затягивает - просто ничто другое не интересно и не нужно становится. И Быкову не верь - второй том где-то даже интересней первого)


Быков вернул мне интерес к советской литературе :)


и мне. Это он великолепно умеет - возвращать интерес.


и еще хотела сказать - нереально читать в электронке, я не смогла. Пришлось бумажный покупать вариант.


Пришлось бумажный покупать вариант.

Не подскажете, где вы купили? Тоже давно хочу прочитать и желательно не в электронке.


выписала шеститомник себе, есть на Озоне, но я выписала в Лабиринте, там было чуть дешевле) В общем около 3 тысяч обошлось.


Интересно как написали! При этом "читала полтора года", "не может быть целиком вмещен в сознание" и "абсолютный максимум", признаюсь, очень странно воздействуют. С одной стороны, страстно захотелось почитать, а с другой - возникают вопросы "смогу ли" и "стоит ли" :)


да вот же... из этих полутора лет полгода ушло на то, чтобы раз пять пытаться начать) Правда, очень плотный текст.


Этому веришь сразу, с первых слов рецензии. Роман явно монументальный во всех смыслах. Чувствуется, что тут велик как труд писателя, так и труд читателя. Не уверена, что замахнусь на подобную книгу в ближайшее время. Но узелок на память всё же завяжу :)


Обязательно завяжите! Он как мерило для всего остального.


Спасибо за совет!


Мне кажется, что в советской художественной литературе множество сокровищ. Надо мне найти время и поискать)) Эта книга, видимо, как раз из таких))
Спасибо за рецензию!


Ого, посмотрел ваши рецензии, даже искать не надо, у вас уже все есть) И все так потрясающе написано..


спасибо)


Так мало написано отзывов, а ведь тема очень интересная. Спасибо, что вы прочитали и поделились своим мнением. Я узнала про этот роман тоже от Д.Быкова, из его лекции про "Мастера и Маргариту", когда в то же время был написаны еще две книги про посещение сверхъестественными силами Земли.


Согласен с Вашим  отзывом.

Дослушал до  конца  в  формате аудиокниги  за  год,  прочитать бы  не  смог.

Это предпоследнее произведение  Ленова, которое  мне  оставалось  прочитать. Еще  "Барсуки" ждут  своего  часа.

Возникла  ассоциация  с  музыкальным  симфоническим произведением  крупной  формы. 

Основные  темы, как  в   музыке -   обыгрываются, транспонируются, разделяются на  вариации. Различные  персонажи, как  различные  инструменты  своими  словами  многократно воспроизводят  вариационные  формы  основных  идей,  создавая  невероятное  гармоническое  звучание.

Как после прослушивания   музыки, содержащей  в  своей  структуре запоминающийся мотивчик, который  крутится потом  в  готове  целыми  днями, засела  в  меня   фраза : "а бензинцем, бензинцем оплеснуться, да и пылать, пылать за милую душу..."

И  какая-то  неуместная улыбочка  возникает  на  лице...