Больше рецензий

30 января 2015 г. 11:28

653

4.5

Роман слишком хорош, чтобы ничего про него не написать, но написанное получилось очень личным.

С первых же строчек ты понимаешь, что это скандинавская литература (даже если ты до этого не читал ничего скандинавского и вообще не представляешь, чем же она такая особенная). Хёг пишет ровно, неспешно и основательно, и в динамичных сценах не теряя этой неспешности и рассудительности. Хотя, возможно, здесь и имеет место специфика внутреннего мира героини – я не читала других произведений Хёга, мне сложно судить.
Повествование идёт от первого лица, и я это осознаю только сейчас, когда книга дочитана, а я пытаюсь осмыслить свои впечатления. Здесь первый момент, на котором я хочу задержаться: автор – мужчина, героиня – женщина, он пишет от первого лица. И здесь очень двоякое ощущение: с одной стороны, героиня – невероятно цельная и органичная личность, в каждый момент повествования она ведёт себя так, как, должно быть, единственно верно ей было бы себя вести; с другой же стороны, она настолько нетипична, настолько нестандартно мыслит и действует, что остаётся лёгкое чувство удивления: потому ли это, что она принадлежит другой культуре (не просто скандинавка, инуитка), или всё-таки потому, что это пишет мужчина.
И здесь второй момент: героиня по природе своей живёт очень инстинктивно, и зачастую, действуя, она не анализирует свои поступки, не сосредотачивается на переживании чувств, не объясняет свои решения. Это немного непривычно читать, но в этом особая прелесть: когда герой не раскладывает себя по полочкам, а оставляет тебе возможность понять его и разобраться в нём самому. Для романа от первого лица это редкое явление. Но опять же, возможно, дело в том, что автор – мужчина. Причём, чтобы у вас не сложилось превратного впечатления, героиня очень много размышляет – о людях, окружающем мире и себе самой.
Кратко о сюжете: Копенгаген, начало 90-х, главная героиня Смилла Ясперсен, полудатчанка-полуинуитка, возвращается домой с работы и узнаёт, что соседский мальчик, который был ей очень близок, упал с крыши и разбился. Грустная история, так бывает, да. Но есть одна тонкость – мальчик страшно боялся высоты.
Если пересказывать сюжет, то получится обычный, пусть и невероятно хороший, роман-детектив, поэтому на этом с сюжетом закончу и немного скажу о поэтике (кстати, если соберётесь читать роман, не смотрите, пожалуйста, Википедию, там пересказ сюжета хоть и не содержит спойлеров, но убивает всю красоту романа).
Чем принципиально отличается «Смилла» от классического детективного романа: она лишена летописи расследования. Здесь практически отсутствуют обсуждения, построения версий и те логические умозаключения, которые выстраивают связи и двигают героев от одной сюжетной точки к другой. Сюжет просто идёт, герои просто что-то делают и куда-то ездят, потому что им надо что-то делать и куда-то ездить. Все остальные открытия происходят почти случайно, потому что воистину, кто ищет, тот найдёт. И если ты действительно хочешь получить ответ на вопрос, мир даст его тебе.
Книга, несмотря на размеренность и вдумчивость, невероятно напряжённая. Напряжение нарастает с каждой частью, нарастает равномерно, и где-то в середине становится уже невыносимо и хочется: «Да закончись же ты уже хоть чем-нибудь прямо сейчас!» Чтобы проглотить этот роман разом, нужно иметь либо огромный внутренний эмоциональный резерв, либо большой опыт чтения детективов и мистики – я читала очень медленно и дозировано.
Как и всякий хороший роман, «Смилла» не просто разворачивает перед читателем сюжет, но и даёт очень много сверх: человеческие типажи, философия, история, политика. Я мало знаю о современной Дании, поэтому мне было удивительно узнать, что, допустим, Гренландия – её автономия, и там по отношению к коренному населению проводится политика, во многом похожая на политику СССР (да и России) в отношении малых народов Севера.
А ещё в книге очень много снега и льда. Смилла – инуитка, в её словарном запасе для обозначения снега и льда существует около семидесяти разных слов. А когда человек может быть так внимателен к снегу – такому белому и одинаковому, – что он может увидеть, внимательно посмотрев на человека?
Роман «Смилла и её чувство снега» вышел в свет в 1992 году и принёс Питеру Хёгу мировую известность. В 1997 году книга была экранизирована, в русском прокате фильм называется «Снежное чувство Смиллы».

Источник