Больше рецензий

Felina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2015 г. 05:38

488

5

...мы разучились видеть магию, и она стала вести себя так, как будто её нет.

Как же хочется сказать: "Я знала! Я знала, что это так!" А как еще может отреагировать человек, читающий в основном такие книги, в которых магия занимает далеко не последнее место? Меня удерживает лишь рациональность, да и просто логика (хотя, конечно, не все в нашем мире имеет логичное объяснение).
Но в магические искусства, описанные в этой книге, поверить действительно хочется и даже, в какой-то степени, можно. Ведь здесь речь идет вовсе не о тех вымышленных видах магии, когда, к примеру, какой-нибудь волшебник может взмахнуть палочкой, чтобы выросло дерево. Нет. Опираясь на множество научных источников и на свои собственные исследования, автор выстраивает целостную картину древнего магического мира. И магия в нем частично заключается в умении видеть то, что скрыто, слышать недоступное простому человеку, в способности очаровывать и завораживать. Наши предки представляли себе мир совсем другим, они и чувствовали его по-другому. Поэтому сегодня так тяжело понять, почему возникли те или иные мифы, почему руны считались священными, а барды пользовались почетом и уважением всех без исключения. До конца осознать все эти факты представляется трудной задачей, а данная книга не дает всех ответов, но по крайней мере приближает современного читателя к тому самому древнему магическому миру.

Первой остановкой на этом пути являются мифы, саги и легенды. Автор в основном делает упор на содержание Старшей Эдды, но отнюдь не ограничивается этим. Он приводит множество примеров и аналогий древних мифов, в частности, об устройстве мира. Становится очевидным, что все они имеют один источник, один корень. Ведь даже упоминание о Древе Мира есть, в том или ином виде, почти у каждого народа. Да, отличаются названия, количество "миров", и множество подобных мелочей, но суть остается: Древо Мира - это "ось вокруг которой вращается колесо Порядка, определяя всё происходящее во Вселенной". Оно упоминается прямо или косвенно почти в каждом мифе нордической традиции (и не только). Через своеобразный анализ этих мифов, автор дает представления и об основных почитаемых божествах, об их сходстве. Хочется отметить, что в большинстве своем аналогии вполне очевидны и, в дальнейшем автор не раз будет а это указывать (в частности, на сходство "более поздних" богов с Одином).
На этой остановке для меня было открытием, что сказки Пушкина имеют под собой вполне реальную мифологическую основу. Что не просто так именно белка под елью сидела, да еще и на острове... А гоголевский вий, тот самый со страшным взглядом? У него оказывается есть прототип, да и не один. А месяцев в знаменитой сказке было изначально не двенадцать, а восемь... Так ведь можно все переосмыслить! И знакомые с детства истории приобретут совсем иное звучание.

Тему второй остановки определить трудно (тем более, что остановки я определила для удобства запоминания информации). Здесь обо всем по чуть-чуть: и про восьмичастный год, и про древние праздники (некоторые из них в несколько иной форме сохранились и по сей день), и про "жилы" Земли, и про магические места. Очень интересно было узнать о "старой прямой дороге" и о линиях Силы - лэй-линиях. А ведь действительно, по некоторым дорогам/улочкам/тропинкам идти гораздо легче! Есть в этом что-то магическое, правда ведь?

Третья остановка - это магические руны. В Интернете сейчас можно найти по этой теме столько информации, что отличить, где правда, а где ложь не всегда получается. А все повальное увлечение "магией". Мне понравилось, что автор уделяет особое внимание именно рунам и их значению для людей древности. Может быть и Платов ошибается в своем трактовании(ведь восстановить истину в данном вопросе действительно трудно), но, по крайней мере он знает, о чем говорит, к тому же приводит справки из множества других источников. Стоит отметить, что он сосредотачивает внимание именно на том, как воспринимали руны раньше, какой смысл в них вкладывался, а не на том, как правильно "гадать". И это большой плюс, на мой взгляд. Любопытно было узнать о различных рунических системах, о каждой руне в отдельности, о схожести рун различных народов. Захотелось глубже изучить это искусство, в чем тоже огромная заслуга автора.

Четвертая остановка посвящена различным магическим искусствам, так же обо всех понемногу: заклинательные, очаровывающие, песенные и другие. Из этих глав можно узнать о бардах, в частности, о знаменитом Талесине, или не менее известном Мирддине(Мерлине). Кроме того приводятся отрывки из поэмы о Битве Деревьев:

Я был многим, прежде чем стал собой:
Я был узким волшебным мечом — я верю, так было;
Я был в воздухе каплей дождя и лучами звезды;
Я был словом ответа, я был книгой начал;
Я был тем, кто светит, — год и ещё половину;
Я был мостом над устьями трижды двадцати рек;

Разве не похоже на игру из "Школы в Кармартене" Анны Коростелевой? Вот-вот. И я о том же. Еще оказывается и древняя Книга из Кармартена существует...
В этой части упоминается также и искусство Вёлунда - "умение видеть магические свойства предметов, изменять их и использовать при творении собственной магии". Я думаю, у каждого есть своя волшебная вещь: кольцо, чашка, камешек, нож, да даже просто карандаш. Мы сами наделяем предметы магическим значением, а древние при этом опирались еще и на материал, из которого они изготовлены и на графические изображения начертанные на них. Поэтому автор дает краткое описание "волшебных" качеств различных деревьев, металлов и прочих "предметов силы", а также рассказывает о знаках и символах, которым древние приписывали соответствующие свойства (кресты, свастика, узлы, снова руны и прочие символы).

И последняя остановка - магические танцы, боевая магия и древняя астрология. О существовании особого языка любого танца я думаю слышали почти все. Каждая поза, жест, движение имеют свое значение. В данном случае, интересна аналогия между позами и рунами. В разделе о боевой магии особо запомнились берсерки и легенды, сложенные о них. Лишнее напоминание того, что люди склонны преувеличивать, а истории со временем сильно меняются и появляются противоречия, которые мешают рассмотреть события, действительно произошедшие, а не выдуманные. Ну и в заключение, Платов приводит несколько интересных фактов о древней астрологии, в частности он предполагает наличие в Северо-Западной традиции восьмичастной системы. Любопытно было бы узнать, что она из себя представляла, но на момент написания книги, автор находился только в процессе разработки и восстановления этого знания.

Вот и все. Я не заметила, как быстро пролетели страницы "Магических Искусств Древней Европы". Стоит добавить, что не каждая художественная книга может также захватить мое внимание и насколько увлечь. Но здесь есть что-то такое...магическое. Конечно, не всякому будет интересно это путешествие, тут уже дело вкуса. А мне почему-то хочется верить, вот так просто, что не вся магия ушла, что древнее искусство не забыто окончательно и нужно просто уметь видеть... видеть то, что скрыто.

P.S. В библиографии указано 568 источников. 568! Как тут не зауважать труд автора.

Комментарии


Спасибо большое за рецензию! Давно искала что-то наподобие этой книги). Думаю, что обязательно прочитаю).


Пожалуйста! Это я еще не обо всем написала))
Столько информации! И главное, интересно же!


Да, информации, я чувствую, много. Жалко, что книги пока нет в продаже:(.