Больше рецензий

26 января 2015 г. 05:36

801

2

Первая мысль, возникшая после прочтения книги: "Крапивин такой Крапивин". Сюжет, герои, фантастические реалии вкупе с морально-смысловой составляющей просто не позволяют подумать ничего другого. Постараюсь кратко обосновать свою скептическую оценку и общее разочарование, не прибегая при этом к явным спойлерам.

Мир, в котором разворачивается действие сюжета "Корабликов", по сути, является тем же, что наличествует во всех книгах цикла "В глубине Великого Кристалла", хотя и не имеет прямого отношения к серии. Герои точно так же перебрасываются туманными фразами, в которых присутствует прилагательное "темпоральный", сталкиваются с неожиданными парадоксами пространственно-временных отношений и все такое прочее; собственно, в этом нет ничего плохого. Куда больше претензий к автору у меня как у читателя возникло по следующему пункту.

Итак, герои. В "Корабликах" есть, во-первых, одинокий пожилой дяденька с богатым и непростым жизненным опытом - опыт, впрочем, не отменяет наличия у дяденьки изрядной доли мягкосердечной сентиментальности. Во-вторых - мальчишка примерно двенадцати лет, этакий храбрый и честный сорванец, непременно с пыльными босыми ступнями и засохшей ранкой на верхней губе, наделенный трогательной худобой и далее по тексту. Сирота, конечно же. В-третьих, есть пространство, в котором разворачивается действие, и пространство это на первый взгляд выглядит вполне дружелюбным: процветающий город будущего с приличествующими середине 21 века технологиями и радостями жизни. Но затем появляются злодей (злодеи), темные стороны здешней жизни выходят на поверхность, наконец, обнажается тоталитарное устройство демократического на вид государства, и все это скопище зла угрожает - кому бы вы думали? Детям, конечно. И в первую очередь - тому самому вихрастому мальчишке, на плечи которого взрослый герой уже успел набросить свою куртку.

Википедия сообщает, что "Кораблики" были написаны в 1993 году. Сюжетная схема "взрослый спасает ребенка/детей от тоталитарного фантастически-будущного зла" уже была обыграна автором в таких книгах из цикла о Кристалле, как "Гуси-гуси, га-га-га..." (1988) и "Сказки о рыбаках и рыбках" (1991) - надо сказать, вышло гораздо лучше, - а весьма схожие отношения между мальчиком и пожилым дяденькой описываются в книге "Лоцман" (1990).

Другие типичные элементы: морская тематика, сложные отношения с пространством и временем, ватага честных и храбрых беспризорников, интернат с тюремными порядками... В общем, понятно, что при справедливо заслуженном статусе и таком количестве написанных книг Владиславу Петровичу уже непросто генерировать свежие идеи, но "Кораблики" очень смахивают на фанфик, написанный по мотивам собственных более ранних произведений. Причем написанный, так скажем, не очень: безмерно трогательны тощие ребра да босые ступни, драматичны события, развернувшиеся в городах странного мира, а повествование почему-то совсем не цепляет.

А еще лично меня слегка смутила постоянно всплывающая в книге тема веры и религии. Как-то слишком много ее для детско-подросткового фантастического романа, а отдельные пассажи выглядят неестественными и сентиментальными.

Впрочем, если вы готовы просто прочесть типичную крапивинскую историю, едва ли эта книга настолько вас разочарует. И надеюсь, что моя точка зрения никого не обидела.

Комментарии


Ну да. А такая мелочь, как попытка осмысления Питвиком "темной стороны" стремления к командорству, впервые предпринятая Крапивиным за всё его творчество (хотя, на мой взгляд, и не вполне доведенная до конца) - это ж не стоящая внимания ерунда, правда?


Иронично. И перечислено все то, за что я... НЕ люблю Крапивина. Смущает меня командорство это. Чем-то.