Больше рецензий

17 декабря 2009 г. 08:30

Лучшее на Лайвлибе

93

5

"А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко..." М.А. Булгаков

Роман «Мастер и Маргарита», самая знаменитая вещь Булгакова, над которой он работал до последних дней своей жизни, не поддается никакой классификации и не желает укладываться ни в какие рамки и схемы. Сатирически обрисованный быт, фантастика, мистика, теология, философия, лирика настолько прочно переплелись в нем, что не распутаешь, не отделишь одно от другого. И вряд ли найдется читатель, пусть даже обладающий множеством степеней в культурологии и филологии, который решится утверждать, что понял этот роман до конца и нашел ответы на все таящиеся в нем загадки.

Роман в романе – произведение Мастера, удивительным образом дополняет основной текст, при том, что и содержанием, и стилем выбивается из него. В строчках, принадлежащих Мастеру, нет ни следа булгаковской эмоциональности и насмешливости. Стиль Мастера – сдержанный, прозрачный и четкий. А уж содержание… Это «пятое Евангелие», написанное героем, оставляет такое живое впечатление, словно не Воланд, а сам Булгаков был там, и все видел собственными глазами...

Книга потрясает и оставляет неповторимое впечатление. Вечные вопросы о жизни, смерти и бессмертии, о любви, о свободе, о совести – все это после прочтения предстает в совершенно особенном свете, приобретает новые смыслы, о которых раньше, возможно, читатель и не задумывался.

Поражает совершенно уникальное сочетание в романе трагического и курьезного, когда даже самые пугающие вещи преподносятся с иронической улыбкой. Автор, как трикстер, насмехается над тем, что в другой ситуации вызвало бы мороз по коже (например, эпизод с «исчезновением» людей из «проклятой квартиры»: люди бесследно исчезали, а их комнаты оказывались опечатанными, при этом никто почему-то не догадывался, в чем дело, а о квартире в доме «рассказывали всякие легенды»…). А уж чего стоит идея напустить нечистую силу на тех, кто в этих жутких условиях отлично устроился: всяких безмозглых чиновников и начальствующих мерзавцев! И нечистая сила отлично справляется со своей задачей, демонически при этом хохоча, и заставляя хохотать и читателей. Не правда, ли странное применение нашел автор для сил зла: не мучить добрых и порядочных людей, а наоборот, выводить на чистую воду и примерно наказывать тех, кто совсем не порядочен?

Не менее удивительно сочетание комических, чисто развлекательных сценок, призванных только лишь насмешить читателя (как, например, шутовская перестрелка Бегемота с сыщиками), с эпизодами, написанными высоким и поэтическим языком, от которых наворачиваются слезы: сцены полета Маргариты, и – в особенности – финальная скачка Воланда и его рыцарей...

Кто в романе центральный персонаж? Для кого-то это Воланд, или Маргарита, для меня же – Мастер (не странно ли, что на протяжении всего романа мы так и не узнаем его имени?..). Его образ – несомненный автопортрет самого автора. Помимо уникального таланта, редкой честности и душевной чистоты, в нем есть потрясающая внутренняя независимость, духовная и интеллектуальная свобода. Работая над романом, приобщаясь через эту работу к вечным истинам и надеясь поделиться ими с другими людьми, он по-настоящему счастлив. Думаю, так же обстояло дело и у самого Булгакова – его делал счастливым тот полет свободной фантазии, благодаря которым у нас теперь есть его чудесные книги. Недаром автор подарил своему герою, кроме качеств своего характера, и некоторые перипетии своей судьбы (взять хотя бы эпизоды, в которых Мастер подвергался травле критиков), и свою любовь…

Этому роману суждено бессмертие, как и его автору.