Больше рецензий

16 января 2015 г. 12:03

889

4

Около ста лет назад Мария Монтессори методом тщательнейших наблюдений за детьми написала свой труд. И пусть сегодня некоторые ее выводы кажутся нам наивными или очевидными, это не уменьшает ее вклада в педагогику и детскую психологию.
Книга довольно сложная, видимо потому, что предназначена больше для психологов и педагогов, кем я не являюсь. Помните, как в фильме "Старый Новый год" персонаж Калягина говорит одной училке: "Ты у нас вся такая правильная, прям сама педагогика. А детишек-то не любишь и детишки тебя не любят." Так вот Монтессори и есть сама педагогика, только без иронии, ведь с какой огромной любовью к детям описывает она свой метод, с каким вниманием и желанием помочь им в этом непростом мире, вплоть до обожания.
В первой части работы автор пишет, что воля, внимание, воображение и разум именно те качества, которые мы должны развивать в своих детях. Но развивать не в привычном понимании слова, когда ученик подобен пластилину, а предоставив ребенку свободу.
Свобода в понимании Монтессори достигается естественным внутренним стимулом каждого ребенка. Она пишет, что не внешняя среда и указания взрослых порождают у ребенка стремление к обучению, а именно его внутренний потенциал, который тем не менее педагог обязан помочь открыть и развить. А для этого необходима определенная среда, в которой все предоставлено для ученика, в том числе уже знаменитые дидактические материалы. И, естественно, чуткий, понимающий, спокойный и уверенный учитель, который не давит своим авторитетом, но направляет. Причем педагог должен обладать не только всеми известными качествами, но и ораторским и актерским мастерством, чему мадам Монтессори дает обоснование.
Также в разделе о воображении, если не ошибаюсь, особое внимание уделяется вопросам религии и воспитанию в детях веры, из чего можно сделать вывод, что она была глубоко верующим человеком.
Второй раздел о практической части дался мне с трудом, если честно. Подробнейшее описание дидактических материалов и заданий для детей, их реакции, выводы и сравнительный анализ - вот это действительно важная информация для педагогов, использующих этот метод. У меня же голова пошла кругом от описания бесчисленных карточек, пирамид, штанг, бусин и всего того, что помогает ребенку в игровой форме и в совсем еще юном возрасте изучать практически все школьные дисциплины, от грамматики до геометрии.
Также, что очень для меня было интересно, Монтессори описывает возможности развития у детей художественного и музыкального вкуса, полета фантазии и чувства прекрасного вообще.
Описывать весь метод не имеет смысла и вряд ли у меня получится, каждый сам решает, как будет растить свое потомство. Но если этот метод спустя сто лет имеет столько последователей и поклонников, то ознакомиться с первоисточником было бы нелишне. Я, например, не жалею о двух неделях потраченного времени и хотела бы почитать в дальнейшем о методе Монтессори другие книги. Наверняка это будет система, адаптированная к нашему времени и нашим условиям.