Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 января 2015 г. 00:22

627

4

Пару лет назад я начала коллекционировать бунтующих героев. Не пламенных революционеров, не страстных ниспровергателей прогнивших устоев, не борющихся за своё счастье, а носителей программы разрушения (в том числе и само-), нечто сродни вирусу. Вилфред Саген, маленький лорд, золотое дитя со слезшей позолотой, наливное яблочко с жирным червяком внутри не просто из их числа, он практически идеальный пример и один из лучших образцов в моей коллекции. У Вилфреда есть абсолютно всё - любящая семья, солидное положение в обществе, внешность ангелочка, изощрённый ум и интуиция, неимоверное число талантов и обаяние, притягивающее к нему окружающих. И всё это становится его проклятием. Вилфред хочет трагедии и извилистого пути, а получает всё, едва пошевелив пальцем; мечтает об авантюрах и острых ощущениях, но носит маску пай-мальчика; жаждет одиночества в стеклянном шаре, но снова и снова играет роль сына, племянника, любовника, души компании, друга. Мне кажется, что он сам не знает, чего хочет от жизни. Так, плывёт по течению, пробуя то одно, то другое. И всё не то.

Вообще, это безумно интересный вопрос - откуда в милом мальчике родилось это нетерпеливое чудище? почему он однажды перешёл на тёмную сторону? То ли это заложенный на генетическом уровне подарочек от самоубийцы-отца, то ли извращённый результат сюсюкающего воспитания матери? Или и то, и другое. На самом деле Вилфред вовсе не монстр, в отдельные моменты он, напротив, кажется самым адекватным из окружающих (к примеру, на фоне почти что карикатурного героизма в третьей части); просто в нём борьба светлых и тёмных источников доведена до предела. И страшно даже не то, что он может за завтраком спасти чужого ребёнка, а за обедом предать друга, нет. Страшно то, что для него нет разницы. Нет плюса и минуса, нет какой-то встроенной моральной шкалы. Он знает, как правильно, но не чувствует этого. Впрочем, стоит отдать Вилфреду должное - мало кому так досталось от него, как ему самому. Вот тут программа разрушения работала на полную катушку - от намеренного поиска острых ощущений в сомнительных компаниях, от ненужного риска до накатывающих периодов чуть ли не помешательства, бегства в свой мир, попыток, как минимум, спрятаться в какую-нибудь нору, а как максимум, порвать все связи с реальностью. И каждая очередная "попытка к бегству" заставляет сердце колотиться - нет, понятно, что главный герой доживёт до конца романа, но что он вытворит на этот раз, как выберется, какой ценой, с какими потерями?.. Вообще, Вилфред не только не чувствует разницы между добром и злом, как бы пафосно это не звучало, у него ещё и словно отсутствует инстинкт самосохранения. Да, у него есть страхи, но смерть не входит в их число, это как дверь в другую комнату, которая всегда открыта.

satanakoga , с небольшим опозданием, но моё тебе спасибо, это было прекрасно. Хотела ещё написать очень и очень много про прекрасного дядю Рене и искусство, про дивную скандинавскую природу, про кульминационные моменты, от которых захватывает дух, про удивительно точные замечания Боргена, но пусть это всё будет приятным открытием для читателей. Чего эта трилогия точно не вызывает, так это равнодушия. И это замечательно.

Комментарии


Замечательно. Всегда рада, если Вилфред в хорошие руки попадает.


В реальности я бы такого Вилфреда не потянула, а вот в литературе замечательно заходит. :)


прекрасная книга & прекрасная рецензия.


Спасибо на добром слове. Книга действительно отличная.


Страшно то, что для него нет разницы. Нет плюса и минуса, нет какой-то встроенной моральной шкалы. Он знает, как правильно, но не чувствует этого.


А как думаешь, откуда берется эта самая "моральная шкала" у людей? Я пока только первую часть прочитала, очень сильная вещь.


Первая часть мне как раз больше всего понравилась, но остальные тоже хороши.
А насчёт "откуда берётся" - конкретное общество и принятые в нём нормы, воспитание, семья и окружение, книги. Вне общества мораль ведь не существует.


Первая - это такая художественная "Драма одаренного ребенка" по-скандинавски.

конкретное общество и принятые в нём нормы, воспитание, семья и окружение, книги.


Ну герой же и жил в семье, в обществе, однако к нему "не приросло".


Ну да. :) Мне вообще истории взросления и становления характеров очень нравятся - интересно наблюдать за развитием.

Так Вилфред в этом смысле не уникален - ко многим не прирастает. Почему - непонятно. Может, в его случае сказалась личность отца, хотя я понятия не имею, могут ли такие зыбкие материи передаваться на генетическом уровне.


Я тоже такие истории люблю, а с этой книгой вообще эффект "зеркала" был. Интересно получается, что хорошая восприимчивость ребенка + интеллект + нарциссическая травма дают чистого нарцисса.


У меня был скорее эффект наблюдения из-за стекла - я совершенно не понимаю Вилфреда, но описаны его терзания-метания просто гениально.

Интересно получается, что хорошая восприимчивость ребенка + интеллект + нарциссическая травма дают чистого нарцисса.

Я думаю, что не обязательно. Но по меньшей мере вводят в зону риска.


А я как раз "изнутри" хорошо именно Вилфреда понимаю, он хотел чего-то "настоящего", но с ним по-настоящему как с живым человеком никто из родных не взаимодействовал. Потому и думаю - а были ли у него шансы? Исходя из первой части, то только если бы он продолжил терапию.


Я согласна, что из Вилфреда сделали невесть что, но скорее это мамочка виновата. Все прочие относились к нему как к одарённому ребёнку, но патетики было более или менее в меру. Вон, дядя Мартин вообще смотрел на его гениальность и замечательность скептично. Ну и в окружении Вилфреда всё-таки был человек, который воспринимал его иначе - дядя Рене. Хотя он скорее перенёс на ребёнка свою страсть к искусству, но неожиданно оно нашло отклик. И как покажут события, именно дядя Рене из всей семьи станет для Вилфреда самым близким человеком.


Мамочка - да, но и другие не видели в нем живого ребенка, человека, видели только эту самую "одаренность", забывая, что вообще-то у него и живые чувства и эмоции есть. Дядя Мартин только однажды разговор с матерью завел, что типа не знаем мы ничего про Вилфреда, но дело ничем не кончилось.


Да, я согласна. Но мне кажется, что на мамочке ответственность лежит, в первую очередь - она с ребёнком проводила больше всего времени, она придумала это дурацкое прозвище, она отмахивалась от всех предупреждений и собственных подозрений, жила в своём красивом мирке. Обойти её "защиту" было нереально, даже если бы кто-то и пытался. Другой человек после разговора с Мартином хотя бы задумался, а она просто выбросила всё из головы - так проще, так спокойнее.
Вообще, хорошая прививка от материнской гиперопеки. Вот такой мамой я точно быть не хочу.


Мамочка, конечно - самый "молодец", и ведь это даже не гиперопека, а одновременно и опека и пренебрежение настоящими потребностями, по сути не ребенка растила, а образ "маленького лорда".


Да, согласна. Идеальный образ вместо реального сына.


Бесконечно грустно.