Больше рецензий

8 января 2015 г. 23:20

866

5

Обвинять Петра1 в том, что он якобы «подрубил исконно русские корни» - всё равно, что обвинять коммунистов в том, что они покончили с белой императорской Россией. И тут и там критике подвергаются конкретные действия в конкретных обстоятельствах, а на пьедестал возводится некий патриархальный лубок в стиле "Русь, которую мы потеряли" - про доброго монарха-отца народа, про благообразных бородачей, про целомудренных теремных затворниц, про созерцательную жизнь и неколебимую веру православную. Как будто бы жили мужички, не тужили, пока не пришёл Пётр1 со своими засланцами из слободы Кукуево и не заставил "полюбить гудки, кривошипы - снегиря и травку презреть...", поскольку "ненавистна борцу лампадка, филаретовских риз глазет". Прижал, понимашь, попочки попам, открыл Рассеюшку для просвещения и напросвещалась она на свою голову. А вот то ли дело был бы Алексей…
Исторически такая трактовка не верна. Совсем. Вообще.
Ибо тенденция к петровским реформам намечалась задолго до рождения Петра. Вспомним о том же шведском вопросе. Или о причинах приглашения на Русь иностранцев.
Ибо отец Петра не был тишайшим ни по характеру, ни по проводимой им политике.
Ибо народ при всех своих бунтах, не только стрелецких, сохранял доверие к Романовым (аж до 9 января 1905 года), и именно его представители платили налоги, служили в армии и на флоте, строили Петербург, поднимали промышленность, входили в число "птенцов" и т.д. Так что ни о каком массовом паломничестве в тайнохранительные срубы, а точней – в тоталитарные секты, речь не шла.
Но биография Алексея располагает.
Поскольку он был единственным человеком, при котором глотки недовольных верхов могли бы раскрыться.
Поскольку его политические взгляды так и остались для историков загадкой, хотя доподлинно была ясна его антипетровская позиция и факт группировки вокруг него людей, либо Петра не принимавших, либо когда-то близких Петру, но впоследствии отвергнутых, что таки даёт простор для фантазии.
И поскольку как ни крути, но Пётр был его отцом, а отец, пытающий сына, пусть даже и за дело – это мощный отрицательный образ.
И если для автора – махрового антисоветчика - Великий Пётр был член ВКП (б), то Алексей неминуемо становился представителем потерянной Руси, попранной всякими там рослыми преображенцами, наглыми птенцами и революционной матроснёй вкупе с компетентными органами, и наделялся долей авторских тараканов.
Отсюда и заострение противостояния России настоящей – Руси уходящей.
И грубейшее противопоставление поднявшейся на пьедестал языческой Венеры и загаженной православной церкви.
Физики и прогресса, предлагаемых Петром, и метафизики и спасения, тщетно отыскиваемых представителем народа Тихоном.
И слова протопопа Аввакума, вложенные в уста царевича Алексея.
И лицо Иванушки-дурачка у Александра Румянцева (вот за этого персонажа действительно обидно).
И шарахающийся от античных статуй сподвижник Петра Абрамов (в реале с ним было сложнее всё).
И писатель и поэт Пётр Андреевич Толстой – автор романа «Езда в остров любви» (не пытайтесь это повторить на экзаменах).
Отсюда, собственно, и «антихрист» Пётр-убивец и приближающийся к «христу» Алексей-жертва.
К чести Мережковского стоит сказать, что занимающая центральное место трагедия отца и сына - наиболее сильный и наиболее правдивый момент во всём романе. Именно здесь автор не опускается до вульгарных противопоставлений.
Пётр, сколько бы его ни обзывали толпа раскольников и одна глупая фрейлина, не выглядит здесь ни антихристом, ни, при всей своей жестокости, нехорошим человеком. Это страдающий отец, по-своему любящий своего пусть и не идеального Алёшу. Это правитель, переживающий за судьбу своего государства, упорно, кстати, на это государство работающий. И это человек, перед которым стоит непростой выбор: простить сына - погубить страну, казнить сына – погубить себя.
Алексей, сколько бы не наделяли его разные докукины ореолом мученика, является обычным человеком, в свою меру грешным, и, кстати, не очень удобным в бытовом плане. Отца любит какой-то подавленной любовью, но чаще боится и ненавидит. Страдает от непонимания, но в то же время не пытается хоть как-то исправить ситуацию. Да и о самом государстве имеет представления, мягко говоря, странные, в стиле: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас - Христос». Так что волей-неволей приходится признать правоту Петра.
Оба как будто пришли из разных миров и банально не могут услышать, принять и понять друг друга. Что для Петра является рутиной, для Алексея невозможно физически. Что для Алексея хорошо, то для Петра - идиотизм (особенно показательна в этом отношении сцена на ассамблее).
В душах и того, и другого дьявол борется с богом, а «начало» зверя - с человеческим и в определённые моменты «зверь» прорывается наружу.
Как относиться к трагедии?
Однозначного ответа у Мережковского нет.
С одной стороны, Пётр велик да тяжёленек, и стоном стонет от него земля.
С другой – наковальня тоже стонет… под молотом, но в результате выковывается новая Россия.
С одной стороны предчувствие грядущей бури и крови.
С другой – новый корабль (государство) крепок. И… выдержит. ДОЛЖЕН выдержать.
Что же касается христианской темы, особенно христианства, противопоставленного Петру-антихристу, она получилась наиболее провальной. Такое впечатление, что Мережковский хотел стать чем-то типа Достоевского, но получился из него Денис Абсентис, причём со спорыньёй. Грязные и мясные сцены, связанные с раскольничьими скитами, пожалуй, одни из наиболее омерзительных в русской литературе. Если Пётр1 жестоко казнил взрослых дядечек, то здесь из христианского милосердия сжигают заживо маленьких детей. Если сподвижники Петра курили и пили водку, то раскольники крепко сидели на галлюциногенах. Если при дворе Петра процветали свободные, но всё же в рамках относительного приличия нравы, то здесь будет жёсткая групповуха с хлыстовской богородицей. С показанной в романе официальной церковью не лучше: ситуация напоминает не то песню из сериала про бордель «ангелы здесь больше не живут», не то роман Этель Войнич «Овод» (про стукачество попов).
П.С. Одно из неоспоримых достоинство романа - его язык и стиль. Цитаты 18 века органично здесь сочетаются с современным литературным, а заодно и с русским разговорным. Встречается интересная игра слов типа "этот претолстый немец - претонкая бестия" или "слово мать соединяется с гнуснейшими словами. Оно так и называется матерным".))
Хотя лично я бы одним словом (не матерным), в отличие от автора, Алексея точно бы не обзывала))

Комментарии


Алексей, сколько бы не наделяли его разные докукины ореолом мученика, является обычным человеком, в свою меру грешным, и, кстати, не очень удобным в бытовом плане. Отца любит какой-то подавленной любовью, но чаще боится и ненавидит. Страдает от непонимания, но в то же время не пытается хоть как-то исправить ситуацию.

Все же автор замечает, что Алексей выполнял все поручения отца: поем беглых, снабжение армии и т.д. Был прилежным, на мой взгляд, до поры до времени (пока у Петра не родился второй наследник)... Когда заболел Алексей в 1709г вот, то Петр проводил много времени над болезненным ложем сына, и Алексей с теплом воспринимает эту заботу. Представляется мне, что он был вообще чувственным малым, Петр был не таков. И по-этому, Алексей до последнего искал отцовской взаимности, иногда получая ее, но в целом нет.

Хотя лично я бы одним словом (не матерным), в отличие от автора, Алексея точно бы не обзывала


Не заметил.

Если сподвижники Петра курили и пили водку, то раскольники крепко сидели на галлюциногенах.

Да)


При этом инициатива практически всегда исходила от Петра, который результатами был практически недоволен: не то Пётр придирался, не то Алексей косячил - хрен поди их разбери. У Мережковского на самом деле много таких вот обтекаемых фраз: "наяву или во сне это было, Алексей не помнил", "дошли слухи", "то был план целого заговора".
Хотя Павленко в своё время над этими эпизодами с поручениями здорово поиздевался.))
С другой стороны, не мешало бы Алексею поменьше симулировать и побольше работать.
Представляется мне, что в этой истории "хороши" все, в том числе блродатые стрельцы и малолетний Шишечка.))
А мораль сей истории такова:
-не загоняйте своих детей палкой в светлое будущее,-
-вправляйте им мозги до 8 лет, поскольку вправлять после 14 уже поздно.

"Не заметил"
Ты, чадо, освоеволился... И чего ты как блекотливый козёл вопил на меня?)))))))) (Мережковский)
Таки козёл - слово оскорбительное)))


вижу, Вы профи. спасибо)
сильные эпизоды в этой книге связанные с предательством Ефросинии.
Кстати, что Вы имели в виду под
"не очень удобным в бытовом плане"?
Алексей любил её, только вот снасильничал её в начале их знакомства очень зря, что и стоило ему головы в конечном счете. Так бы может и отмазала его по поводу писем.


А вы про Шарлотту вспомните))) Впрочем, в этой истории ни он не умел мамонта добывать, ни она - очаг создавать.)))

А про Ефросинью... где-то её понимаю - инстинкт самосохранения - он самый сильный.))


из какого-то старого фильма по Петрушке было видно, что Алешку - сына настроила маман, как это часто бывает и с обычными людьми. вот и разыгралась трагедия.


Да там все были "хороши".
И маман,
И последующая компания, Петра, мягко говоря, недолюбливающая.
И сам Пётр, поскольку отнимать сына от маман не есть хорошо. А пускать воспитание на самотёк - ещё хуже. После 1 лет мозги уже не вправляются.


Ну так-то да. Начало было заложено с гнильцой, а это трудно исправить, а особенно если времени нет. Некогда было Петру сыном заниматься - вот и вырос озлобленный червь.
По мне уж лучше бы сынка он с рождения отнял ну или вовсе не отнимал. Хотя если второе, то результат вряд ли бы получился хорошим...


Ну червь -не сказала бы. В определённый момент он смог вести себя по героически.
Проблема в том, что весь его героизм был направлен не на то.
Для государства не очень важно, кого и как трахает верховный правитель. Важно, насколько он умеет править. И насколько понимает, как устроенно государство, и куда худо-бедно надо двигаться. Важен какой-никакой. но патриотизм. Если же он изначально настроен против государства, замешан международном скандале и имеет в своём ближайшем окружении оппозицию, ждущую реванша... в общем, тут Петра понять можно.

По мне уж лучше бы сынка он с рождения отнял ну или вовсе не отнимал

Отнять с рождения не позволила бы Наталья Кирилловна.)) А чтобы не отнимать, надо было жить с нелюбимой женой. а у Петра к тому времени окончательно закончилась терпелка))


Все верно!))


Великий Пётр был член ВКП (б)

Нее ребята, вы большевиков об него не пачкайте, он ваш, со всеми потрохами, провонявший западом, кукуйский выкормыш, или как сейчас бы сказали гарвардский-хогвардский...


А вот Максимилиан Волошин так не считает.)))