Больше рецензий

Roman-br

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2014 г. 07:54

587

5

К стыду своему, смотря на сложность Иллиады и Одиссеи, все что я читал до этого о древней Греции относится к современным пересказам классических авторов, а-ля Боннар и Гаспаров (да несколько античных драм). Но, Сократические Сочинения Ксенофонта читаются на одном дыхании! Во первых, обширное введение первоклассного русского филолога-классика С. И. Соболевского поведает вам о жизни и творчестве афинского писателя, философа и историка Ксенофонта (не позже 444 до н. э. — не ранее 356 до н. э.). Сами эти даты жизни и смерти (около 90 лет жизни!) - сюжет для исторического детектива, в котором Сократ спасает Ксенофонта вероятно в битве при Делии (424 г. до н. э.) во время войны между Афинами и Спартой, названной Пелопоннесской (431—404 до н. э.). Ксенофонт - с юности последователь Сократа и, очевидно, был одним из его друзей. В книге представлены 4 из 5-ти сократических сочинений Ксенофонта: Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир и Домострой.

картинка Roman-br (Сократ и молодой Ксенофонт (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане))

Воспоминания о Сократе имели целью защиту репутации Сократа, обвиненного в непризнании богов, введении новых богов и развращении молодежи. Ксенофонт рисует нам живой образ Сократа, цитирует его высказывания по самым разным вопросам: отношение человека к богам, польза дружбы, польза воздержания. отношение к родителям, эстетические воззрения, отношение к общественной деятельности, и т.д. Сократ высказывался в своеобразной форме, задавая оппоненту (часто ни в чем не повинному человеку, которого Сократ "доставал" :)) ряд вопросов. Начиная с очевидных обеим собеседникам утверждений, он постепенно "развивал тему", проводя аналогии с другими явлениями или же, приходя к противоречию, наводил собеседника на его разрешение. А иногда никакого разрешения противоречия и не предлагалось, а лишь утверждалось неполнота и относительность нашего знания о предмете. Интересна мотивация отказа Сократа от спасения своей жизни путем признания вины, которая в моем циническом пересказе звучит так: лучшую часть своей жизни он уже прожил, остались худшие дни. а яркая, благородная смерть, которую запомнят потомки, лучше жалкой старости признавшего вину. Сократ ценил воздержание, которое считал не только основой здорового образа жизни, но и средством достижения удовольствия: пресыщение неприятно, лучше есть когда голоден, ибо тогда и самая простая пища принесет больше удовлетворения чем изысканная еда переевшему человеку. Самого себя Сократ сравнивал со сводником (Пир), красивым считал полезное и выводил также из этого красоту добродетельных поступков и людей. В отличии от Сенеки, Сократ и его последователи, рабов людьми не считали.

Но самое ценное в этом сборнике мне представляется не этот философский троллинг Сократа (он же - диалектические споры), а культурно-бытовые зарисовки древней Греции, точнее, конечно-же, определенного социального слоя Греции - зажиточных и как правило известных ее граждан. Вооружившись 90-страничными примечаниями Соболевского и внимательно читая книгу, можно узнать массу подробностей повседневной жизни во времена Сократа. На торжественном обеде (Пир) гости обычно полулежали на сдвоенных кушетках (не знали в те времена что стоя больше влезет :)), кушали руками и кости бросали на пол. Поскольку салфеток тогда не было, периодически умывали руки. Обильно пили вино в конце ужина, а во время еды - только немного. В спальнях хранили самые ценные вещи, поскольку надежных, закрывающихся окон не было. Совершенно нормальными считались не только гомосексуализм, но и отношения с подростками. При этом Сократ в Пире занимает "высоко-нравственную" позицию и призывает гостей также быть друзьями "мальчикам", заботится об их развитии (добрый педофил). Поэтому, когда Сократа обвинили в развращении молодежи, имели ввиду совсем не то, о чем можно было бы подумать сейчас, а (якобы)...призыв к неуважению родителей.

В Домострое можно узнать о известных тогда методах земледелия. Землю засаживали не каждый год, а раз в 3 года оставляли под паром. В Домострое Критобул объясняет как отделяли зерно от колосьев: колосья молотил копытами скот, который топтался по специальному кругу, а колосья равномерно подбрасывали на круг. Хотя в Афинах не было подоходного налога, были денежные повинности на содержание флота, хоров, театра и др., называемые литургиями - тем большие, чем богаче был человек. То есть, было что-то отдаленно напоминающее современный прогрессивный налог.

Подытоживая, сократовская Греция оживает под пером Ксенофонта, да так, что Гаспаров с Боннором кажутся скучными методистами!

PS. Вот подумалось, спустя 2400 лет мы знаем, что у небогатого гражданина Греции Сократа, который никогда не вел записи и доставал дурацкими вопросами приличных граждан на улице, была сварливая жена Ксантиппа. А кто помнит как звали жену, ну скажем, Николая 1-го или Джона Кеннеди?

Комментарии


Молотить и молоть — это разные операции. Молотить — это сбивать зёрна с колосьев. И эту операцию, конечно, мог делать домашний скот. Но добывать копытами муку — даже не представляю, как это. То, что ветряных или водных мельниц не было, еще не значит, что не было ручных мельниц — состоящих из двух каменных жерновов, один из которых нужно было крутить руками. Жернова перетирают зерна, а не давят их (как получилось бы при топтании копытами).
А, в целом, очень хорошая рецензия.


О! Спасибо за прояснение. В самом деле, там речь об очистке зерна, а не о муке. Тогда кажется и ясно почему то, что роняли животные можно было отделить от конечного продукта.


Подправил PS. согласно вашему замечанию.