Больше рецензий

slow_reader

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 декабря 2014 г. 03:46

1K

5

Пока одни машут над головой последним романом Прилепина, а другие прикрываются "Колымскими рассказами", мне захотелось найти и почитать побольше неизвестных авторов, прошедших через ГУЛАГ.
Я поставил этой книге пятёрку и прикрепил к ней кощунственно-шутливый тег: lager. За этим тегом пришлось прятаться мне.
Большая часть лагерной прозы скроена из нескольких засаленных лоскутов: голод, нечеловеческие условия работы, принижения со стороны блатного сообщества, несправедливость репрессий. За этими темами авторы начинают рассуждать о достоинстве человека и несломленной воле, и меня это всегда бесило. Читаешь такую прозу и начинаешь думать: а кто кого посадил-то? Такие же трудолюбивые советские граждане, ну и дальше начинается... В подобных авторах меня всегда раздражало одно: уж слишком у них руки чисты, не хватает (извините) мяса и крови. Над вами издевались, загнали за колючку, а вы ещё пытаетесь людьми оставаться? Ну тут либо вы сильно лукавите, либо и впрямь рабы. Оказываясь за чертой, человек становится свободен. Поистине страшен он в этой свободе.
И вот, наконец-то, я нашел честного автора. Градус неприкрытого человеконенавистничества бьёт все рекорды, Селину такое и не снилось, разве что Жене. Не смотря на то, что Демидов не был рецидивистом, напротив - учёный, его проза сияет неприкрытым откровением, слепит накалом.
Сборник повестей "Любовь за колючей проволокой" посвящён отношениям Демидова с женщинами в лагере. Представительницы прекрасного пола способны подкинуть проблем мужчине даже на воле, что уж говорить об экстремальной ситуации. И каждый раз Демидов презирает, боится и ненавидит всех: её, себя, других. Он открыто признаётся в собственной трусости, в эгоизме. Эта книга - исследование пороков и потребностей, открывающихся по новому в человеке во время экстремальной ситуации. Но герой Демидова не циник, не мизантроп, он порядочный, вполне добрый человек, но порой он труслив, порой избегает ответственности, думает о себе и совсем не думает о других. Он ошибается и ему хватает сил в этом признаться. Пока большинство писателей-лагерников плакало над баландой из штрафного пайка, Демидов, заступаясь за подругу, нечаянно убил блатаря, а потом ненавидел свою подругу, за то, что блатные попытались изнасиловать именно её, ненавидел свою храбрость за то, что теперь может лишиться жизни. И это справедливо.
У кого вы ещё найдете такие сюжеты? Такое ощущение, что писатели, вернувшиеся из лагерей, что-то тоже пытались от нас скрыть, как и советская пропаганда. Вся эта вера в человека, в его возвышенность. Тьфу! Какая возвышенность, когда каждый сам за себя? Демидов, пока для меня, единственный, кто смог в этом признаться.
С точки зрения исторического экскурса эта книга также валит на лопатки всех акул жанра. Вместо того, чтобы замахиваться на
статистику репрессированных по Советскому Союзу, Демидов вооружился тем, что было под рукой. Он прописал очень много точных деталей из быта лагеря, механизмы подавления воли, методы режима, с которыми сталкивался каждый арестант.
Помню, я как-то фотографировал татуированного зэка, успевшего отсидеть ещё в советском лагере. В его рассказах не было всех этих соплей и лозунгов о величии и достоинстве, а была лишь чернь, абсолютно циничная, обличающая человечий род, чернота. И в этих рассказах была надежда, настоящее и не натянутое желание выбраться из этого ада.
Наверно справедливо заметить, что каждый ищет то, что он хочет. Стакан наполовину полон или пуст - каждый решает сам. Но если почти все авторы, побывавшие за колючкой, решили не выносить сор из избы и оправдать человека, то спасибо тому, кто нашёл в себе силы содрать со своего лица кожу и бросить своё растерзанное тело таким, какое оно есть. Это хотя бы честнее по отношению к тем, кто настрадался там, кто там и остался.

Комментарии


Меня тоже издавна интересует эта тема поведениячеловека в условиях лагеря. Не то чтобы интересовался специально, но не упускал возможности познакомиться. Спасибо за новое для меня имя.) К сожалению в электронке, а я читаю исключительно ее, книги не нашел.
Лучшая книга по теме несомненно "Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере" Франкла. Однако стоит искать старое издание, судя по аудиоварианту новое издание из политкорректности прилично сокращено.
Из отечественных на мой взгляд лучшая Россия в концлагере Солоневича. Обе книги предельно документальны и содержат глубокий анализ.
Из художественных может быть интересен Блатной Демина. Там интересно показаны взаимоотношения блатных и политических. Небезынтересна также сама идеология блатных.


Тут можно до бесконечности собирать по крупицам. Именно так и приходится делать. Я не встречал ни одной книги, дающей полное представление о лагере. О современной тюрьме - да.


Лагерь не может быть одинаков для жерты и нежертвы.
Тем и интересны Франкл и Солоневич, которые пытались постичь его глубинные механизмы функционирования, чтобы практичеки использовать для себя, один как профи психолог, другой как завзятый авантюрист.


А тюрьма, значит, может быть одинаковой для жертвы и нежертвы?


Я такое сказал?
Но в Соловецком лагере возможности для маневра были значительно больше, чем в тюрьме.


Спасибо за нового автора!


Спасибо вам, что читаете что-то кроме Шантарама и прочей флэшмобовской макулатуры.


Читаю-читаю, в списках сайта содержится далеко не полный перечень прочитаного и читаемого :)


‘Градус неприкрытого человеконенавистничества бьёт все рекорды’... Хм... Странный отзыв. Человеконенавистничество – это никак не о Демидове. Если он что и ненавидит, так ту силу, ту среду, которая способствует культивации всего самого низкого в человеке. Отвращение вызывают пороки, но не сам человек. И уж, конечно, никакого сравнения с какой-либо чернухой быть не может.
Трезвый и совестливый взгляд автора на человека (в том числе и на себя), разоблачение иллюзий, мнимых жизненных ценностей – и даже таких ‘великих’, как романтическая любовь(!). Взгляд внимательный, глубокий и... сострадательный, человеколюбивый, не смотря ни на что! Вера в то, что человек достоин большего (интуитивно чувствует, что это большее, не продиктованное плотью, есть). В предисловии к одной из своих книг Демидов восклицает: ‘Когда же человечество перестанет быть инфантильным!’ Вот так великодушно-мягко, с великой верой и надеждой он оценивает человечество – даже увидя его без прикрас.
В книге ‘Любовь за колючей проволокой’ при описании того, как зэки ‘крутят любовь’ Демидов не опустился до пошлого натурализма. ‘Женатики’ и ‘жены’ играют свои семейные роли в отпущенном им жизнью времени (3 месяца или меньше)... Рыдают при разлуке... А он сам... уже и тяготится – даже своим положением благородного рыцаря, возлюбленного прекрасной дамой... Поразительно! Даже там, за колючей проволокой, в неволе, холоде и голоде – душа жаждет чего-то большего!..
Демидов – личность масштабная. Далеко за пределами какого-либо обывательства (даже самого благородно-интеллектуального-житейского).Боженька, видать ему такую высокую планку человеческих отношений в сердце вложил, что дотянуться до нее в этой жизни, мягко говоря, трудно. Но он настойчиво тянется, и даже отказывается от своего призвания (талантливый физик-изобретатель, весьма востребованный и после лагеря). И оставшуюся свою жизнь на воле посвящает всю без остатка написанию книг о ГУЛАГе (из писем близким о своей работе, как изобретателя: «Я предпринимаю очень большие усилия, чтобы проделать карьеру по нисходящей... Все спрашивают: что-нибудь случилось? Я мог бы ответить: да, случилось. Совсем недавно. Нет еще и тридцати лет. И случилось не только со мной.
В своей «основной» профессии я работаю с большим трудом. Впервые в жизни я понял, что такое труд без вдохновения. Стараюсь перейти на рабочую должность.»’). Опять же, трезво понимает, что при его жизни написанные книги не выйдут.
Из письма Шаламову: ‘И все же «гонорары» за писательскую работу я получаю. Неофициально в виде теплых писем от иногда совсем незнакомых людей и, конечно, в виде дружеских похвал. Мои официальные гонорары – это доносы, окрики, угрозы прямые и замаскированные. И самое подлое – «товарищеские» обсуждения в узком литературном кругу.
Наша здешняя литературная яма имеет, конечно, уездный масштаб. Но источаемая ею вонь качественно та же, что и от ямы всесоюзной’.
30 июня 65 года.
...«Писатели – судьи времени» - выражение, требующее уточнения. Не всякий писатель может претендовать на такой титул. Я считал бы свою жизнь прожитой не зря, если бы был уверен, что буду одним из свидетелей на суде будущего над прошедшим. Но здесь, конечно, возникает много вопросов и сомнений. Что такое суд яйца над курицей?..
21 июля 65 года.

Демидов в шутку сравнивает себя с монахом, но, на мой взгляд, он на самом деле гораздо выше. Жил в молотилове этого мира и переживал высокие озарения мысли и духа. И возможность поделиться этим с нами поставил превыше всего.
Из письма Шаламову:
Ты негодуешь на наших писателей, разрабатывающих тему «черных лет», за то, что они «начинают с конца». Ты прав. Это действительно финал – то, о чем пишут. То же, что напечатали, лагерный эпос – это уже финал финалов.
Если говорить обо мне, то я пытаюсь все же раскрыть в какой-то мере подлую механику «беззакония». За это на меня очень серчают те, у кого в пуху рыло. Они предпочли бы, если уж это нельзя изобразить как подвиг, чтобы оно изображалось в туманных, расплывчатых красках под дурацким, условным термином «культ».
К сожалению, люди с рылами, густо облепленными пухом, все еще играют первую скрипку, фальшивя напропалую. И они-то и задают тон во всех областях нашей жизни.
Ты, вероятно, хотел бы, как и я, чтобы литература вскрыла социальные и исторические корни эпохи «культа». Здесь есть сложнейший аспект – психологический. Надо быть вторым Достоевским, чтобы осилить его. Но даже Достоевскому понадобилось бы время и гарантия, что тебя не постигнет участь Пастернака раньше, чем ты доведешь начатое до конца.
Но тайного, что бы не стало явным, в истории не бывает.
27 июля 65 года