Больше рецензий
18 июля 2024 г. 12:27
167
2.5 Полумагический реализм непонятного назначения
Рецензия«…и никого не стало»
Ну… не знаю. Мне совершенно не понравилось, и я даже осталась в некоем недоумении от прочитанного: это реально белиберда или где? Наверное, легко писать книги, в которых не нужно ничего объяснять, где не требуется сводить концы с концами, где не обязательно завершать сюжетные линии и проникать в души персонажей и т.д., вот только читать их неинтересно и даже как-то неприятно.
Старт заманивал в агатакристиевские кущи, и я поначалу была не против авторской вариацию на тему «Десяти негритят» (о, сколько их уже упало в читательские бездны!): компания, когда-то обидевшая одного из своих членов, собирается через четверть века, чтобы повидаться-пообщаться-повиниться. Когда в соответствии с классикой и аннотацией персонажи начинают странным образом исчезать один за другим, возникает некое кратковременное напряжение, озадачивающее читателя, но быстро рассеивающееся как из-за самих дурацких ситуаций исчезновений (то горные козы, то борзые собаки, то тигры, то вообще просто «было и не стало»… - наверное, просто фантазия закончилась, не хватило на «многагероев»), так и из-за отсутствия хоть каких-то попыток выстроить эпизоды в некую логику и хоть чуть-чуть, но задаться вопросом, как и почему все это происходит и какое отношений имеет к предыстории персонажей. Но герои непонятно почему, почти не обсуждают это, как и исчезновения своих друзей, и не предпринимают никаких попыток искать их. Ну, наверное, это их трактовка неопределенности и неизвестности. Они просто движутся, наталкиваясь на необъяснимое, убегая от собственных страхов. Не знаю, что на самом деле планировал автор, но вся эта долгая-долгая эскапада закончилась ничем, так и не приняв во внимание читательское непонимание. Даже надежды на него автор не дал.
Какую-то наивную несерьезность повествования и отсутствие шансов разобраться, каким образом все происходит, не спасает даже атмосфера, которую автор все время нагнетал истерическими диалогами персонажей. Книга – на любителя, да и то я сильно сомневаюсь, что кому-то очень нравится такая стилистика, когда автор посредственным сценарным слогом пишет вторичную в своей основе прозу, обманывая ожидания читателей и не затрудняя свою фантазию вообще ничем. А не беря на себя никаких обязательств перед читателем и, по cути, обманывая его, автор превращает свой текст фактически в пустышку процессуальности: что-то происходит, ну, и пусть себе происходит, а мы пойдем дальше, пока нас не останется ноль, а дальше – «Сделай сам». В общем и целом это был какой-то полумагический реализм, пытавшийся, но по ходу передумавший выдавать себя за «Десять негритят».
P.S. Что там экранизировал Хорхе Торрегросса, восхитившись сюжетом, мне осталось непонятным, но наученная противным опытом чтения А. Монтеагуды, я даже и пытаться смотреть не стану.