Больше рецензий

14 декабря 2014 г. 16:49

751

….Мы будем предметом удивления и для современников и для потомков.
Перикл, афинский государственный деятель,
знаменитый оратор и полководец, V век д.н.э.

Нижеприведенное -- один из моих семинарских докладов по курсу философии, написан по этой книге.
Древнюю Грецию – как колыбель всей современной западной культуры, – я полюбила несколько лет назад после многочисленных отсылок к ней в книгах Джона Фаулза, выдающегося писателя середины ХХ века. В своем обзоре я в основном опираюсь на работу Жана-Пьера Вернана «Происхождение древнегреческой мысли» [1], но также использую и другие источники. Я взяла на себя смелость не только провести анализ работы Вернана, но и вынести некоторые собственные суждения по данному вопросу.
«Греческое чудо». Так французский историк XIX века Эрнест Ренан охарактеризовал почти внезапное возникновение и стремительное развитие такой философии, которая дала толчок всему дальнейшему интеллектуальному прогрессу. [1] Важно понять, что именно тогда зародились основы современных наук, политического и социального устройства общества, различных искусств. Шотландский исследователь античности, Джон Бернет, полагал, что понятие науки — науки вообще — можно определить как «размышление о мире по способу греков» (thinking about the world in the Greek Way). [2,3]
Слово «чудо» в данном контекте имеет еще один оттенок – научное сообщество до сих пор выдвигает гипотезы, почему такое преображение случилось именно в Греции. Так и Вернан в своей работе хотя и проводит очень детальное и аргументирование историческое исследование, все же оставляет читателю место для размышлений .
Для того, чтоб понять удивительность «греческого чуда», стоит обратиться к историческим истокам, а именно к двум цивилизациям. Первая из них, Минойская, появилась в начале II тысячелетия д.н.э из-за вторжения некой народности с Востока. Минойская культура преимущественно развивалась на Крите, и в период своего расцвета представляла собой множество поселений с центром во – дворцах сложных экономико-политических комплексах(например, Кносский дворец). Минойцы были морским народом, вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра; в религиозном плане поклонялись множеству богов, схожими с богами Ближнего Востока; как государство, вероятнее всего, представляли собой взаимосвязанные города без единого общего правителя; обладали письменностью.
Вероятно, что в 15 веке минойские территории подверглись некой природной катастрофе, а впоследствии были колонизированы ахейскими племенами. Период с 15 по 12 век является временем расцвета Микенской цивилизации, которая многое заимствовала от Минойской цивилизации, но имела свои особенности.
Так, Вернан пишет:

«Общественная жизнь сконцентрированна вокруг дворца, играющего одновременно религиозную, политическую, военную, административную и экономическую роль…. Царь (анакс) объединяет в своем лице все элементы власти и все аспекты суверенности,… контролируются и тщательно регламентируются все области экономической и общественной жизни»;

«Непохоже, чтобы в такого рода экономике нашлось место для частной торговли. Не обнаружены слова, обозначающие куплю или продажу и свидетельствующие о какой-либо форме платежа...»

Микенская цивилизация прекращает свое существование в 12 веке, вероятнее всего, из-за вторжения дорических племен.
До первых проявлений «греческого чуда» остается еще четыре века, и этот период назван «темными веками», т.к. в связи с утратой письменности можно мало чего сказать об этих временах. Основными источниками являются «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, но их историческая достоверность, видимо, навсегда останется под вопросом.
Итак, становление нового греческого общества происходит в 8 веке. В это время железо приходит на смену бронзе, кремацию заменяет погребение в земле, гончарные изделия принимают практически удобную форму, а сцены из жизни животных и растительного мира сменяются геометрическим узором. Между жизнью человека и таинством устанавливается дистанция. Здесь и зарождается полис, город-государство. Из-за исчезновения «анакса», у греков появилась необходимость уравновешивания разных политических сил. Центром города становится agora – площадь, где обсуждаются проблемы, представляющие общий интерес. Теперь участие в политической деятельности предполагает умение быть хорошим оратором, а решение выносится подсчётом голосов. Цитируя Вернана:

«… устанавливается тесная связь и взаимозависимость между политикой и логосом (словом)»;

«Становление греческой культуры сопровождается открытием все более широкому кругу людей и в конце концов всему демосу доступа в духовный мир, бывший ранее привилегией военной аристократии и духовенства»;

«Постоянный контроль со стороны общества осуществляется как над творениями духа, так и над государственными учреждениями…. законы больше не навязываются силой личного или религиозного авторитета: они должны доказать свою Правильность с помощью диалектической аргументации»;

«…граждане считают себя взаимозаменяемыми единицами одной системы, законом которой является равновесие, нормой – равенство».

Полис требовал соединения всех частей города в единое целое, для чего потребовались новые законы. Баланс этих законов заключается в "золотой середине", равенстве для различных групп общества. Основы их заложили семь мудрецов, как назвал их Платон. Это были, например, Фалес, Солон, Биант, Питтак – которые и назвали свои размышления о правильной жизни мудростью – «софия». Теперь богатству противопоставляется аскетизм, а вышеупомянутые реформы были направлены на то, чтобы обеспечить участие всех в обладании властью (arche).
Вероятно, именно такой строгий уклад жизни и обосновывает появление новой формы греческой мысли. В начале VI в. до н. э. в Милете мыслители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу размышлений о природе. Возникновение космоса и других естественных явлений ионийские "физики" объясняли рациональными причинами и в отрыве от религии. Они игнорировали божественные силы и ритуальные обряды.
Выделилась идея космического порядка, покоящегося отныне не на мощи бога-правителя, но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos). Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим.
Также это мышление носит геометрический характер. Идет ли речь о географии, астрономии или космологии, оно постигает физический мир и проецирует его в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, но образуются взаимными и обратимыми соотношениями.
Как же получилось так, что в этом мире с новым типом мышления оставалось место для мифа? Mythos означает "слово", "рассказ" и изначально не противопоставляется logos'у, первоначальным смыслом которого также является "слово", "речь". И только в дальнейшем logos стал означать способность мышления, разум. Начиная с V в. до н.э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos'y, приобрел уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надежное свидетельство. Но даже в этом случае mythos не распространяется на священные тексты о богах и героях.
Соседство рациональной греческой мысли с многочисленным пантеоном богов-олимпийцев на первый взгляд может показаться странным. Но эти боги не всемогущи, они уже не держат людей в былом страхе, покровительствуя и предоставляя им немалую свободу воли, и сами отличаются от людей лишь тем, что бессмертны. [4]

Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Во всех своих достоинствах и недостатках он - дитя полиса.

1. Жан-Пьер Вернан, «Происхождение древнегреческой мысли»
2. John Burnet, «Early Greek philosophy»
3. Генрих Волков, «У колыбели науки»
4. «The ancient greeks», Wesleyan University course at Coursera by professor Andrew Szegedy-Maszak