Больше рецензий

13 декабря 2014 г. 21:28

288

"Роксолана" одно из известнейших произведений Загребельного. Его визитная карточка, то с чем прочно ассоциируется его творчество. Говоря о книге и принимая во внимание ее неизбежное сравнение с сериалом "Великолепный Век" необходимо учитывать то время в какое она была написана и не забывать о том, что кино и книга все же разные виды искусства.
Павел Архипович писал "Роксолану" в советское время а тогдашний политический строй усиленно декларировал и культивировал в обществе помимо социалистической идеологии еще и патриотизм и любовь к Отечеству. Это конечно замечательно, но все же иногда носило слишком пафосный характер, что порою проступает и вышеозначенном произведении.
Если говорить непосредственно о его специфике, то здесь бросается в глаза манера изложения автора не всегда типичная для исторической прозы.
Ход событий раскрывается не напрямую из поступков персонажей или слов автора, а как то отстранено, изнутри.
Для автора по всей видимости значительно важнее не действия его героев, а то что они ощущают, чувствуют. Сам Загребельный в этом случае является сторонним наблюдателем и психологом. Возникает ощущение его незримого присутствия на месте событий о которых он говорит, но его самого никто не видит.
В романе много философии созвучной многим традиционным "школам мудрости", знакомым человечеству. Внимательный читатель здесь усмотрит общие черты и Жаном-Полем Сартром и Платоном и Аристотелем.
Философ-психологическое понятие "сила духа" здесь стоит в центре и присутствует так или иначе едва ли не в каждом эпизоде произведения.
Начиная с того как Анастасия попадает в гарем и выстраивает отношения с окружающими читатель постепенно начинает понимать почему она смогла занять свое место в истории.
Роксолана была не только искусной любовницей, но и умной интересной собеседницей, помощницей в государственных делах и именно поэтому сумела затмить своих многочисленных конкуренток на пути к сердцу Сулеймана. В фильме это не показано, но ради нее он сумел отказаться от всех остальных своих жен, а это по османским меркам случай исключительный. Все, что переживают герои романа подается через призму социально-психологических процессов, которые происходят у них внутри, в душе.
Падение Махидевран, возвышение Роксоланы, рождение ею детей все это подается в основном через призму психоэмоционального состояния героев. Причем пожалуй тут нет главных и второстепенных персонажей. Каждый из них на определенном этапе играет свою роль, создает нужную атмосферу и настроение, а некоторые делают это не единожды.
Так Роксолана и Сулейман предстают на страницах книги разными и мы можем живо проследить путь их развития.
Что касается например самого султана то нам пусть и фрагментарно, но даются сведения о его молодости, пути к трону и тому как в его жизни появилась женщина, изменившая судьбу целого государства. О том насколько подробно изложена в книге уже ее личная судьба и говорить не приходится. Она персонифицированный рефрен произведения хотя бы потому, что ее имя стоит на обложке. Путь от рабыни к султанскому трону прошел для нее очень непросто, но она выдержала все выпавшие на ее долю испытания, хотя безусловно ей нередко приходилось и проливать слезы и испытывать боль.
То, что люди называют словом "судьба" тоже полноправный герой романа. Автор демонстрирует, что почти все в жизни зависит от самого человека, рок и то, что предначертано может быть перманентен если приложить нужные усилия.
В то же время не остается без внимания автора насколько жизнь может быть изменчивой. Пример главного визиря Ибрагима-паши-лучшая иллюстрация этого утверждения. Султан приблизил к себе своего слугу, заметив его огромные способности и преданность, однако жизнь свою последний закончил с печально известным шелковым шнурком на шее.
"От Ибрагима не осталось ничего. Даже его любимых зеркал-пишет Загребельный. Судьба и удача вознесли его на вершину славы, но вот они отвернулись от него и он превартился в ничто. Грустно, но в духе реализма. И опять таки очень философски.
Вторым незримым персонажем романа является Любовь. Любовь разная и переменчивая. Это и любовь мужчины к женщине и матери к сыну и крепкая мужская дружба- по своему одна из разновидностей глубокой привязанности может быть более духовной чем даже сама любовь.
Любовь это чувство, которое порою очень непросто понять. Сама Хюррем не может сказать точно любит ли она Сулеймана или же просто пытается защитить себя и детей.
Третья философская категория: власть
Власть сила, которая налагает великую ответственность, способную подавить даже очень сильную личность.
Сулейман пример строгого соблюдения этой ответственности, которая впрочем не всегда может успешно противостоять такой силе как любовь.
"Роксолана"- роман о жизни, вечных ценностях, превратностях человеческой судьбы, способен открыть читателю глаза на многие казалось бы прописные истины, которые стали забываться в потоке современности.
Спасибо