Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

29 ноября 2014 г. 23:06

291

5

Иногда мне, как и всем нам, снятся страшные сны. У каждого для таких случаев имеются свои "любимые" сюжеты, но что касается меня, то напугать до холодного пота может лишь один. Начинается все с того, что я прихожу в какое-нибудь знакомое здание. От реального оно отличается лишь тем, что в нём имеется какая -нибудь лишняя дверь или неучтённая лестница. И я туда, конечно же, вхожу. Чтобы начать долгое блуждание по затянутым паутиной лестничным переходам и комнатам, почти всегда проходным, с двумя-тремя дверями. Чаще всего внезапно открывшееся мне помещение производит впечатление заброшенной больницы. Койки с сохранившимися на них матрасами и смятым бельём. Пустые мутные стеклянные шприцы в стаканах. Столики на колесах. На стенах следы былой роскоши, отвалившаяся лепнина и поблекшая бледно голубая штукатурка, как будто больница была устроена в каком-то старом дворянском особняке, перешедшем в руки новой власти. В этом сонном мире за коном всегда белесое, пасмурное небо и ощущение полного вневременья - по свету совершенно невозможно определить, который сейчас час. Я знаю, что кроме меня в этом бесконечном лабиринте комнат есть еще кто-то, с кем мне лучше не встречаться и пытаюсь уйти от столкновения с ним. Это создание, которое живёт в помещении постоянно, его хозяин и вечный квартирант. Это самый жуткий кошмар, хотя ничего страшного со мной в нём в конечном счёте никогда не происходит.

Константин Образцов перенес мой страшный сон на страницы книги так детально и живо, что каждый раз, открывая "Красные цепи" я вновь погружалась в эти видения. За одну только эту живость, умение написать такое, во что падаешь с головой и без остатка, я ставлю Образцову наивысшую оценку и отдаю свою личную номинацию Книга-2014 и Открытие-2014.

"Красные цепи" это пока единственная книга в моей практике, аннотации к которой описывают именно то, что находится под обложкой. Хотели погружения? Пожалуйста. Хотели нуара? Вот вам. Детектив? Тоже есть. Да еще какой. К скандинавской традиции криминальной литературы, с расчлененкой и зверствами, примешиваются мотивы интеллектуального расследования в стиле "Багровых рек" и "Кода да Винчи", а временами даже отдаёт Конан Дойлом. В сухопаром мизантропе Гронском, который лично мне близок еще и как тип личности, угадываются черты знаменитого Шерлока Холмса, такого же, не чуждого снобизма, с любовью к искусству, громадным интеллектуальным багажом и кучей внезапностей.

Образцов смешал различные жанры. Тут и мистика средневековья, и откровенный хоррор, и литература декаданса, и старая легенда (внутри "Красных цепей" собственной жизнью живёт отдельное самостоятельное произведение - "Хроники Брана" - вокруг которого и закручен сюжет). Смешал, и так, что от этого не тошнит - редкое искусство. Что касается "Хроник Брана", то книги, построенные вокруг других книг, реальных или же выдуманных - не редкость. Редкость, когда автор даёт себе труд придумать и то произведение, которое он пишет и то, о котором он упоминает. Я помню, как читала "Тень ветра" Карлоса Сафона,и до ужаса хотела прочесть ту, другую "Тень ветра", написанную Хулианом Караксом, о которой шла речь в романе. Сафон такой возможности не дал, а у Образцова матрёшка оказалась настоящей)))

Тут действительно будет все. И прогулки по сырому мрачному Петербургу, и посещение закрытой лаборатории и дома на болоте, сидение в библиотеке и светская вечеринка, бандитская разборка, антитеррористическая операция и изматывающий бег по бесконечным петербургским домам-колодцам. Особого упоминания удостаивается путешествие в коммунальную квартиру 22 с её зловещими обитателями - стариком-букинистом, художником-некрореалистом и бабой Вилой, на затылке которой сквозь прореху в платке выглядывает мутный глаз её уродливого близнеца, приросшего к ней еще в утробе матери.

На потрескавшейся клеенчатой обивке большой двустворчатой двери я вижу тронутые зеленью медные цифры 22, кнопку механического звонка и маленькие таблички вокруг. Три из них бумажные, пожелтевшие от времени, с надписями химическим карандашом и чернилами: "Каин - 2 звонка", Зельц - 3 звонка", "Вила - 4 звонка", а рядом еще одна, из потемневшей меди с гравировкой: "Роговер - 1 звонок". НА белесой пластиковой табличке, расположенной ниже всех, была надпись: "Шестолап - 5 звонков". Рядом с ней на обрывке серой оберточной бумаги кто-то крупно написал черным жирным карандашом: "НЕ ЗВОНИТЕ - ПОВЕСИЛСЯ!"


картинка Dikaya_Murka

Описание Питера точно соответствует моим представлениям о нём - мрачном, промозглом, покрытым грибком и плесенью. Люди никогда не были полноправными хозяевами этих топких болот, вся их бурная деятельность и "Нева одетая в гранит" - это лишь жалкие попытки хоть немного утвердиться там, где всегда правили бал упыри, вурдалаки, ламии и прочая нежить, ютящаяся в липкой хлюпающей грязи.

Плита становилась все толще, шире, сдавливая под собой вековое болото, заброшенные капища, дремучие легенды и мелкую нечистую силу. Реки и речки стиснулись холодным камнем набережных, многочисленные острова и островки соединились паутиной мостов, и древние обитатели этих мест, задыхающиеся под тяжёлым могильником города, напоминали о себе лишь наводящим тоску дыханием туманов, кошмарными снами да архитектурой домов, которые рано или поздно приобретали их унылые образы и подобия


Что касается подоплеки в виде литературных источников, она удостаивается моей наивысшей похвалы. Все многочисленные талмуды, которые исследует Гронский в тишине библиотечных стен - это реально существующие труды, выдержки из них обнаруживают прекрасное знание автором матчасти и делают роман еще интереснее, живее, а описанные в нём вещи.... реальнее. И наша современность и просвещенность забиваются в угол перед самым настоящим кошмаром: а что, если крип половиц, раздавшийся ночью в квартире, вовсе не следствие движения рассохшегося от времени дерева, а взмах рукой, которого мы точно не делали, но который кажется сделало отражение в зеркале, вовсе не показался нам из-за чрезмерной усталости.

Сейчас можно в любой момент поговорить с любым человеком на любом конце мира - но говорить, как правило, не о чем. Можно прочитать практически любую книгу в виртуальной библиотеке - но мало кому это нужно. Можно через несколько часов оказаться в любой стране - но только для того, чтобы заснять себя на фоне моря или древних храмов, а потом выложить это на всеобщее обозрение в сеть. Очень много средств - но почти нет целей, кроме самых очевидных и материальных. А потом однажды ночью у вас в комнате вдруг сдвинется с места стул - просто так, без всякой причины. Или начнёт зажигаться свет в коридоре. Или дверь в комнату вдруг откроется сама по себе и захлопнется с грохотом. и вы не будете знать что делать, в отличие от ваших невежественных, по вашему убеждению предков...

Комментарии


Описание Питера точно соответствует моим представлениям о нём - мрачном, промозглом, покрытым грибком и плесенью.

ну вот только с Питером вы вовсе не правы...
такие разговоры от людей, наш город не знающих, сразу напоминают мысль про "зелен виноград"


Я же только о своих впечатлениях говорю) После двух раз такие остались)))


ну а я только о том, что каждый видит то, что видит


Конечно) но мне Питер именно таким и понравился)
Еще один стереотип - о том, что классно только там где солнце светит и соловьи заливаются.


Хорошая книга и рецензия такая...сновидческая:)
И фотография Ротонды (хотя я точно не помню, фигурировал ли этот топос в самом тексте).
Насчёт стереотипа о мрачном Питере - зря коренные жители обижаются. Это только одна из граней мифа - и, по-моему, не менее прекрасная, чем все другие.